У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формы и процедуры функционально-стоимостного анализа

В зависимости от целенаправленности функционально-экономического обоснования технических решений может быть использована одна из трех распространенных форм ФСА: корректирующая, творческая, инверсионная. Наибольшее применение в практике маркетинговой деятельности приобрели корректирующая и инверсная формы ФСА.

Корректирующая форма ФСА оказывает содействие снижению расходов на производство конкретного товара.

Инверсионная форма ФСА используется для адаптирования товара к требованиям целевого рынка, поиска новых возможностей для производимой продукции, ее глубинная суть состоит в создании функциональной модели изделия, которая адекватно отображает требования потребителей нового для фирмы сегмента рынка. Эта модель в дальнейшем материализуется в конкретном товаре, когда создается соответствующая модификация изделия для нового потребителя.

Относительно функций изделия роль отдельных форм ФСА проявляется в следующем. Корректирующая форма оказывает содействие ликвидации лишних функций, элементов и затрат при одновременном сохранения (повышение) качества. Творческая форма предотвращает появление лишних функций, элементов и расходов также при одновременном повышении (сохранение) качества. Инверсионная форма ФСА оказывает содействие приспособлению (согласованию) имеющихся функций и элементов к условиям потребления.

Таким образом, сферой применения корегректирующей формы ФСА является производство, творческой - проектирование, инверсионной - эксплуатация (т.е. поиск сфер применения без превращения товара).

Главным объектом изучения являются реальные, заданные (целевые) и потенциальные функции. Детальнее главные методические особенности разных форм ФСА приведены в табл. 8.3..

Таблица 8.3.

Методические особенности различных форм ФСА

Характеристика формы ФСА

Корректирующая

Творческая

Инверсионная

Цель

Ликвидация лишних функций, элементов и затрат при одновременном сохранения или повышении качества

Предотвращение появления лишних функций, элементов и затрат приодновременном сохраненим или повышеним качества

Приспособление (согласование) имеющихся функций и элементов к условиям потребления

Сфера использования

Производство

Проектирование

Эксплуатация

Основной объект исследования

Реальные функции

Целевые (заданные) функции

Потенциальные функци

Методы и процедуры исследования

Аналитические

Синтетические, сравнительные и аналитические

Аналитические и комбинаторные

Способ определения целевых функций

С помощью анализа и выбора реальных функций

Путем решения задач проектирования

С помощью выявления потенциальных и анализа реально существующих функций

Разновидности способов   поиска решений

Основные приемы научно-технического творчества

Все приемы творчества

Комбинирование всех разновидностей творческого поиска

Содержание основных этапов работ и назначение корректирующей формы ФСА было детально рассмотрено в предыдущей теме, но следует отметить, что ее процедуры надо осуществлять многоразово на протяжении жизненного цикла отдельных товаров. Суть этих процедур сводится к выполнению таких аналитических и расчетных работ.

1. Выбор объекта анализа, определение цели.

2. Сбор необходимой информации, касающейся объекта анализа.

3. Построение структурной модели объекта.

4. Определение границы зоны анализа (построение диаграмм Парето относительно расходов и качества).

5. Определение требований к объекту, распределение их по значимости.

6. Определение главных и второстепенных функций объекта, построение общей функциональной модели.

7. Анализ функций объекта.

8. Дополнение функциональной модели уровнем вспомогательных функций.

9. Построение совместимой функционально-структурной модели.

10. Определение значимости и относительной важности функций.

11. Распределение затрат по функциям разных уровней функциональной модели.

12. Построение функционально-стоимостной диаграммы по уровням функциональной модели.

13. Оценивание степени использования функций объектом.

14. Определение зоны несогласованности и предельно возможных затрат по функциями.

15. Создание пакета идей для устранения расхождений, оценка их с помощью положительно-отрицательных таблиц.

16. Построение морфологической карты пригодных идей по функциями.

17. Формирование вариантов усовершенствования объекта анализа.

18. Оценка разных вариантов расходов и качества выполнения функций, определение интегрального показателя качества.

19. Проверка на соответствие принятым ограничениям относительно отдельных функций.

20. Выбор варианта для внедрения.

Главной предпосылкой применения инверсной формы ФСА является проведение маркетингового анализа потребностей рынка и потенциального спроса. Именно результаты маркетинговых исследований делают возможным создание функциональной модели изделия, которая отвечает требованиям потребителей нового для фирмы рыночного сегмента.

После реализации функциональной модели в конкретном товаре следует ожидать успешной продажи модифицированного товара незнакомому контингенту потребителей. На подготовительном этапе осуществления инверсионной формы ФСА решающую роль играет сегментирование рынка и выбор новых сегментов с целью преобразования их на целевые. Иногда этой цели могут предшествовать изменения в производственном и сбытовом потенциале фирмы. В таком случае объект ФСА определяется наличием нового сегмента, а конечная цель анализа предусматривает поиск новых функций и нового уровня качества соответственно требованиям новых потребителей. Имеются существенные особенности и в информационном обеспечении инверсионной формы ФСА, что зависит от необходимости проведения обследований потребителей в новых сегментах рынка. Преодолению этих осложнений оказывает содействие более глубокое изучение технических и технологических особенностей изделия, которое предполагается модернизировать.

Формирование новой функциональной модели будущего изделия осуществляется на аналитическом этапе. Инверсионная форма ФСА предусматривает решение этой задачи добавлениям к исходному набору уже существующих внешних функций изделия (объекта анализа) новых функциональных свойств, отвечающим требованиям потребителей целевого рыночного сегмента. Новая функциональная модель изделия составляется из старых и новых функций, имеющих значение для потребителей будущего целевого рынка. При этом переход изделия к новому сегменту может сопровождаться не только появлением новых функций, а и потерей некоторых «традиционных» свойств и функций изделия.

Главные процедуры инверсионной формы ФСА имеют такой вид.

1. Проведение анализа потребностей и спроса.

2. Формулирование цели анализа.

3. Определение функции объекта применения.

4. Классификация функций (определение потенциальных функций).

5. Функциональное описание объекта (общая функциональная модель).

6. Определение исследуемой совокупности систем-потребителей.

7. Выяснение функции систем и их элементов.

8. Составление функционального описания систем.

9. Формирование требований к системам и их значимости.

10. Выбор группы признаков и меры сходства объектов и систем.

11. Объединение функций объектов и систем по степени сходства.

12. Разработка обобщенного функционального описания (объекты - системы), построение морфологической карты.

13. Определение ограничений относительно материальных носителей и их связей.

14. Выбор критериев сопоставления вариантов (объект - система),

15. Ограничение поискового пространства вариантов.

16. Определение допустимых расходов на реализацию функций объекта при условиях производственной системы.

17. Оценка интегрального показателя качества для разных вариантов.

18. Осуществление проверки на соответствие ограничениям.

19. Выяснение условий внедрения объекта у системы.

20. Окончательный выбор варианта сферы применения объекта.

Творческая форма ФСА ориентируется на разработку принципиально нового товара, который может существенно расширить рынок фирмы (или создать новый рынок товара). Цель этой формы ФСА - выявить и реализовать в товаре до сих пор не удовлетворенную потребность отдельной группы потребителей. Этому оказывает содействие построение гипотетической функциональной модели будущего товара, свойства которого (благодаря применению принципиально нового технического решения) по своими потребительскими качествам значительно превосходят существующие изделия. Новые нужды и проблемы потребителя выявляются во время маркетинговых исследований, а также на основании прогнозов. Затем на уровне определения внешних функций и необходимых параметров их реализации главная роль отводится специалистам по маркетингу, а на уровне внутренних функций, определяющих конструкцию изделия, - исследователям и разработчикам. Именно этому и отвечают такие процедуры творческой формы ФВА.

1. Изучение нужд и уровня их удовлетворения.

2. Определение цели проектирования.

3. Систематизация информации.

4. Построение «дерева целей» и определение задач проектирования.

5. Определение требований к характеристикам изделия и их значимости.

6. Проверка наличия разногласий.

7. Определение экономических параметров изделия в целом.

 8. Определение внешних функций изделия.

9. Определение принципа реализации главной функции.

10. Определение внутренних функций.

11. Построение общей функциональной модели.

12. Проверка соответствия правилам и требованиям.

13. Определение значимости функций.

14. Определение предельно допустимых расходов относительно отдельных функций.

15. Выяснение идеи и решений относительно отдельных функций.

16. Осуществление предшествующих экспертных оценок.

17. Определение необходимых вспомогательных функций.

18. Создание морфологической карты.

19. Определение синтезированных вариантов и построение структурной модели.

20. Оценка степени реализации функций для разных вариантов.

21. Проверка выполнения ограничений относительно расходов.

22. Определение преобладающей множественности вариантов.

23. Окончательный выбор варианта по качественным и стоимостным показателям.

Творческая форма ФСА находится еще в стадии развития. Тем не менее сейчас уже определилась четкая тенденция постепенного перехода от ФСА отдельных разработок, технологического процесса и других объектов научной и хозяйственной деятельности к оцениванию рациональности организационного построения и эффективности методов управления маркетинговой деятельностью предприятий на принципах функционального подхода, стоимостной оценки всех решений и системного анализа.



Заказать написание авторской работы

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.