Быстрый переход к готовым работам
|
Культурные предпосылки деятельности организаций и развитие системы менеджментаМногие исследователи различных сфер жизни общества твердо убеждены в том, что все процессы трансформации общества обусловлены закономерностями. Так, современная социально-экономическая ситуация есть результат долгого поступательного исторического развития экономики и производственных отноше¬ний не только в нашей стране, но и в масштабах общества в целом.
В основании формирования типологии современных российских организаций лежит многолетняя история менеджмента и огромный практический опыт менеджеров-практиков, обосновывающих тео¬ретические концепции.
Сложный и динамичный процесс трансформации культурного и социоэкономического пространства обусловил специфический характер и основные функции организаций, деятельность которых стала подчинена этой динамике. Вместе с тем закономерности разви¬тия организаций объясняют и многообразие структурных процессов их изменения, и влияние данных обстоятельств на появление про¬цессов типизации организаций и их организационных культур..
Рассмотрение критериев типизации позволит не только опреде-лить комплекс факторов организационной эффективности, но и по-нять специфические характеристики и функциональную роль орга-низационной культуры в различных организационных условиях.
Тенденция модернизации культурного и внутриорганизацион-ного пространства получила в обществе резонанс. Последствиями этого можно считать появление новых социальных механизмов регу-ляции общественных и производственных отношений, подчиняю¬щих вторые первым. Функциональная задача этих механизмов — в решении социально-психологических и морально-этических задач. Таким образом, появилась необходимость рассмотрения целого ком-плекса факторов, влияющих на деятельность трудового коллектива и вместе с тем на характер процесса построения и функционирова¬ния организации в целом и организационной культуры.
Существует множество подходов к определению понятия «куль-тура». Самым общим из них можно считать такое определение: «Культура — исторически определенный уровень развития обще¬ства, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созда¬ваемых ими материальных и духовных ценностях» [ 1 ].
Зарубежные культурологи А. Кроебер и С. Клакхон определили культурные системы, с одной стороны, как «результаты деятель¬ности людей, а с другой— как ее регуляторы» [2]. Таким образом, сторонники такого подхода считают, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по орга¬низованному, а не хаотическому пути развития. Культурные цен¬ности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зави¬сеть от произведенных им ценностей.
При этом особенности культуры определяются состоянием общественного сознания, социального слоя или социальной группы, воплощающего это состояние во всех сферах деятельности, например в экономической деятельности и экономическом поведении.Эконо-мическая же деятельность в современном обществе (в социально-экономическом пространстве) реализуется в производственных организациях. Под производственной организацией понимается обособленная хозяйственная единица, выпускающая, продукцию илиуслуги. .
В отечественной науке представление о культуре как националь-ной памяти общества было разработано российским социологом Ю. А. Левадой, придававшим большое значение таким категориям, как «образец», «институционализация образцов поведения», соот¬ветствующие институты, порождающие определенный образ мыш¬ления и определенные образцы поведения» [3]. Такое пониманиекультуры предполагает дальнейшее рассмотрение развития органи-зации через призму исторического развития всего общества, опреде-лившего этапы трансформации функций (потребностей) организа¬ций и их трудовых коллективов.
Таким образом, в процессе развития общества следует выделить три основных этапа развития организаций и организационного пове-дения: «эпоха научного менеджмента», «человеческих отношений» и «технико-социальных систем».
-В высшей фазе индустриально-промышленного развития в 1950-1970-х годах происходит новый поворот в становлении организаций и их Организационных культур на основе интеграции достижений школ «научного менеджмента» и «человеческих отношений» на базе общей теории систем. Растущая прибыль становится основой, позво-ляющей производственной организации решать социальные задачи. При этом для роста экономической эффективности необходимо включать и социальный фактор: улучшение условий труда, увели¬чение справедливости в оплате труда и социальной ответственности организаций по отношению к работникам.
«В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая система, состоящая из совокупности производственных элементов (подсистем), взаимодействие которых определяет жизне-способность .системы, а функциональная направленность организа-ционной культуры призвана поддерживать и развивать разнообраз-ные неформальные связи и отношения, которые играют не меньшую роль в изменении эффективности труда, чем физические факторы и физиологические его условия. Отсюда существенным моментом выступают коммуникации, связывающие части (подразделения) системы воедино и способствующие их взаимозависимости. Основ¬ными элементами организационной системы являются: человек, формальные и неформальные отношения, стиль управления на раз¬ных уровнях организационной структуры и внешняя среда — окру¬жающие условия, в которых работает данная система, обеспечиваю¬щая ее адаптивность» [4].
При ускорении темпов развития производства характеристи¬ками потребительского рынка становятся динамичность и свободная конкуренция. В этих условиях эффективность работы организации может обеспечить матричная организационная структура, предпола¬гающая функциональную децентрализацию производства, способного быстро реагировать на изменение вкусов потребителей таким же быстрым изменением вида продукции. Производство и сбыт при-обретают главенствующий характер, что стимулируется с помощью целевого маркетинга.
На рубеже 1970-1980-х годов происходит поворотк постиндуст-риальному обществу и гибким системам управления, обусловившим появление соответствующей им культуры. Определяющим фак¬тором постиндустриального общества становится теоретическое знание (а не капитал) как организационное начало. Информация, знания являются системообразующим фактором новой социаль¬ной реальности, утверждающей человека в качестве ведущего звена в жизнедеятельности производственной (хозяйственной) единицы. Это формирует новую парадигму бизнеса, ориентированную на потребности, интересы, ответные реакции общественности и работ¬ников производственных организаций.
Информационно-компьютерная революция привела к смене традиционной организации на современную, характеризующуюся появлением новых ориентиров организационной культуры. К ним относится корпоративная философия, которая основывается на общечеловеческих морально-этических ценностях и солидарности. Ценностными ориентирами выступают права и свободы личности, качество жизни, самоконтроль и культура качества. Основными факторами эффективности организации становятся: многообразие социально-экономических и моральных стимулов для обеспечения эффективности деятельности ее трудового коллектива и удержа¬ния специалистов; ориентация на качество продукции и неценовую конкуренцию (репутацию, авторитет, имидж, доверие). Эта позиция обосновывает, необходимость выделения, наряду с экономическими и производственно-техническими условиями повышения эффек¬тивности организации, социальных условий, обращенных на решение социальных задач.
Заказать написание авторской работы |
|