Быстрый переход к готовым работам
|
Законодательство России в области государственной поддержке малого предпринимательства
Прежде чем охарактеризовать состояние государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотрим
направления поддержки основополагающего
Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации». Основные направления поддержки малого предпринимательства,
определенные в Законе, можно разделить на три основные группы. 1. Меры
поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом,
для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в
следующем: 1.1. Субъекты малого предпринимательства при государственной
регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые
субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные
требования и условия при регистрации. 1.2. Субъектам малого предпринимательства гарантируется
сохранение в течение первых четырех лет благоприятных условий налогообложения в случае изменения
(ухудшения) налогового режима. Однако данная норма прямого действия была
отменена Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности», из-за чего возникли
многочисленные судебные разбирательства. Вместе с тем указанный Федеральный
закон был признан утратившим силу с 1 января 2003 г. с введением в действие
Главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности». 1.3. Для уменьшения налогооблагаемой базы субъектами МП
возможно применение ускоренной амортизации основных производственных фондов с отнесением
затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы,
установленные для соответствующих видов основных фондов. 2. Меры поддержки,
которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2.1. Законами РФ утверждаются льготы для
субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и
специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В частности, субъектами МП могут применяться: а) упрощенная система налогообложения: применение
предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж,
налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на
имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога,
исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый
период; б) система налогообложения на основе единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы
предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов
деятельности (ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации),
подпадающий под ее действие. 2.2. Правительство Российской Федерации утверждает порядок
представления малыми предприятиями государственной
статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные
процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для
решения вопросов налогообложения. Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9
месяцев и год. 2.3. Законами РФ и законами субъектов РФ устанавливаются
льготы по налогообложению для организаций, осуществляющих поддержу субъектам малого
предпринимательства. 3. Меры поддержки,
осуществляемые федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К данной категории мер
поддержки можно отнести следующие: 3.1. Обеспечение участия субъектов малого
предпринимательства в реализации государственных программ и
проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для
федеральных нужд; 3.2. Учреждение государственных и муниципальных,
в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства; 3.3. Оказание поддержки в участии субъектов
малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях; 3.4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по
содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным
оборудованием и технологиями; 3.5. Обеспечение развития системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства; 3.6. Создание советов по развитию малого
предпринимательства в регионе. 4. Меры поддержки,
осуществляемой фондами поддержки малого предпринимательства и организациями
инфраструктуры поддержки, а также предусмотренные программами поддержки малого
предпринимательства Реализацию большинства мер поддержки Федеральный закон «О
господдержке» отдает на откуп фондам поддержки предпринимательства, а также специально
создаваемым организациям инфраструктуры поддержки. Учреждение Федерального фонда поддержки малого
предпринимательства предусмотрено Законом «О господдержке». Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 Фонд поддержки
предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства. Основными направлениями деятельности фондов
поддержки малого предпринимательства в соответствии с Законом являются: –
содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной
поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции; –
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе и
реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ
развития и поддержки малого предпринимательства; –
участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные
условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства; –
поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур; –
организация консультаций по вопросам налогообложения и применения
норм законодательства; –
выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам
малых предприятий; –
финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических
структур, защите прав потребителей; По результатам рассмотрения положений ФЗ «О господдержке» и
соответствующих региональных законов можно сделать следующие выводы: 1.
Федеральным
законом установлены лишь три направления поддержки «прямого» действия, три –
которые должны быть реализованы федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, остальные направления поддержки отданы на откуп органам
исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
фондам поддержки предпринимательства и прочим организациям инфраструктуры
поддержки и осуществляются в соответствии с установленным ими порядками. 2.
Анализ
текста Федерального и областных законов показывает, что основные положения
носят декларативный характер, являются отсылочными к другим законам и
подзаконным нормативным правовым актам, и лишь единицы норм являются нормами
прямого действия. Это, по всей видимости, отрицательно сказывается на
эффективности применения норм Закона на практике. Заказать написание авторской работы |
|