Быстрый переход к готовым работам
|
Характеристика государственных программ поддержки малого предпринимательства
Основным инструментом реализации государственной политики являются федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Последняя из федеральных программ – Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
2000–2001гг. была одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от
14 февраля 2000г. № 121 и Постановлением Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 298-IIIГД [5, с. 193]. Данная Федеральная программа предусматривала осуществление
государственной поддержки малого предпринимательства по следующим направлениям: –
нормативно-правовое
обеспечение малого предпринимательства; –
развитие
прогрессивных финансовых технологий; –
реализация
приоритетных направлений развития малого предпринимательства; –
повышение
эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и информационных систем; –
научно-методическое
и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами
массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности; –
международное
сотрудничество в сфере малого предпринимательства. В соответствии с Программой на ее реализацию в 2001 г. должно
было быть направлено 210 млн. рублей, в том числе из средств федерального
бюджета (90 млн. рублей), Федерального фонда поддержки малого
предпринимательства (40 млн. рублей) и Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации (80 млн. рублей). В целом многие исследования показывают, что механизм
федеральных государственных программ поддержки развития малого
предпринимательства себя не оправдал. Малый бизнес в России существует и
«развивается» сам по себе, федеральные программы поддержки и развития малого
предпринимательства реального влияния на его положение не оказывают. Программой предполагалось, что к концу 2001 г. мерами
государственной поддержки должны быть охвачены от 200 до 250 тыс. малых
предприятий. Выполнение мероприятий Программы должно было позволить обеспечить
условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий,
увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн.
Предполагалось, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого
предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12%. В 2008 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» в целях устранения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства. Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации данных мер, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11 – «учреждение», 1 – «бюджетный фонд» как подразделение администрации. Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их – более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов. В целом проведенные ранее исследования
эффективности программ поддержки малого предпринимательства показывают, что
региональные программы поддержки малого предпринимательства в послекризисный
период в большинстве своем реализовались вяло в связи с их сильной ориентацией
на Федеральную программу, которая в эти годы не финансировалась. Говорить об их
результативности и эффективности не приходится – в большинстве региональных программ
вопросы реализации предыдущих программ деликатно замалчиваются. В связи с этим
нет уверенности, что указываемые в очередных программах поддержки ожидаемые
результаты обоснованы и будут в полной мере достигнуты. Таким образом, действующий до настоящего времени
механизм государственной поддержки малого предпринимательства через разработку
и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства также себя
не оправдал. Заказать написание авторской работы |
|