Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие реализма к 40-м годам XIX столетия в творчестве Ф. М. Достоевского
Человеческая память
имеет свойство цементировать в монолитное единство громадные куски
исторического времени. Мы говорим об античном искусстве, искусстве Возрождения,
средневековья, не всегда ощущая при этом, какое многообразие явлений искусства
менялось и сосуществовало в эти отдаленные от нас века. С другой стороны, наши
наклонности к типологизации, обращенные к более близкому прошлому, разводят во
времени то, что в действительности сосуществовало. Пушкинская эпоха и
время Достоевского представляются нам разделенными долгим временем. А уж Чехов
и Достоевский - писатели совершенно разных времен. Между тем, в то время,
когда Достоевский был уже страстным читателем, Пушкин еще жил, а Чехов начал
печататься при жизни Достоевского. Вглядываясь в свое
литературное прошлое, мы замечаем, что смена литературных направлений не имеет
резких границ. Направления боролись, диффузировали, сосуществовали. Гениальные
художники вносили в литературу новое, улавливая новизну социальной
действительности: в этом их величие, но они ощущали себя, оценивали в близком
соседстве со своими литературными современниками и непосредственными
предшественниками. Они делили между ними
свои симпатии и антипатии, всегда более страстные, иногда предвзятые по
отношению к одновременно живущим, а не ушедшим в прошлое, классическим,
образцовым. Творчество современников было и школой мастерства, рождавшей
подражателей среди менее одаренных и соперников среди равновелико талантливых.[1] Достоевский с
восторженным преклонением относился к Пушкину, высоко ценил творчество таких
разных художников, как Гоголь, Жорж Сайд, Бальзак, Гюго, Диккенс, Эдгар По. Осознавая себя в ряду
своих литературных современников, Достоевский сравнивает, анализирует, определяет
свое художническое своеобразие, и главный критерий, на который он при этом
ориентируется - реализм, правдивость отражения действительности. Иначе и быть не могло:
понятие реализма к 40-м годам XIX столетия становится синонимом
художественности в искусстве. Авторитет
реалистической литературы поднимается и в связи с ее «демократизацией», о
которой в 1844 году писал Ф. Энгельс: «...Характер романа за последнее
десятилетие претерпел полную революцию... место королей и принцев, которые
прежде являлись героями подобных произведений, в настоящее время начинает занимать
бедняк, презираемый класс, чья жизнь и судьба, радости и страдания составляют
содержание романов». В условиях русской
действительности «времени Достоевского быть реалистом было вопросом не только
художнической, но и гражданской состоятельности».[2] Достоевский осознавал
себя реалистом, настаивал на том, что правдивость в отражении действительности
составляет суть художественности: «...художническая сила и состоит в правде и в
ярком изображении ее».[3]
Между тем собственное художественное творчество Достоевского, пожалуй как
никакое другое в истории русской литературы прошлого столетия, обвинялось
современниками в искажении действительности. Просматривая
критические отделы журналов и газет того времени, мы встречаем такого рода
критику в адрес Достоевского в органах самого разного направления. В.Я. Кирпотин
утверждал, что романам Достоевского свойственны «беспричинная неровность
изложения... нехудожественные длинноты и урезки... неправдоподобность
действующих лиц».[4] Как видим, общий пафос
современной писателю критики заключается в том, что герои и ситуации произведений
Достоевского нетипичны, исключительны, не отражают того, что есть в
действительности. Достоевского такая
критика приводила в недоумение. Он-то был убежден в правдивости, типичности ситуаций
и характеров своих романов. Он черпал сюжеты из реальной жизни и призывал к
тому же начинающих писателей: «Берите то, что дает сама жизнь. Жизнь куда
богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что дает
иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь! уважайте жизнь!»[5] Формулируя главную
черту своего творчеству: «найти в человеке человека», он подчеркивает «при полном
реализме».[6] Достоевский не вступал
публично в споры о своем реализме, но по его письмам, заметкам в записных
книжках мы видим, как ревностно он стремился осознать, утвердить себя именно в
качестве художника-реалиста. Приведем некоторые из таких высказываний. «Меня зовут психологом:
неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души
человеческой».[7] Первые произведения
Достоевского вырастают па почве книжной культуры 40-х годов. Именно в них мы
находим и прямые указания на то, что книга могла быть для молодого человека
его времени - а для него самого и была - судьбой. Это были романы,
которые действительно могли, хотя бы на время, «заменить все» не только
уездной барышне, пушкинской Татьяне, но и многим молодым людям, рвавшимся в
другую жизнь из тусклой обыденности. С упоением читали Жорж Сайд и Руссо,
Ричардсона и Вальтера Скотта, Эжена Сю и А. Радклиф. «Еще с романов Радклиф, -
вспоминал Достоевский, - которые я читал еще восьми лет, разные Альдонсы, Катарины
и Лючии въелись в мою голову».[8] Позже зрелый
Достоевский будет указывать на вред мечтательности, которая часто порождалась
увлечением романтической литературой, но, с другой стороны, высокие идеалы
романтиков и просветителей остались для него дорогими до конца дней. Современники
Достоевского сопоставляли его романы с русской и западноевропейской прозой,
для которой главным предметом изображения стала обычная жизнь рядового
человека. Романы Бальзака, Золя,
Флобера, Тургенева, Толстого, Писемского были насыщены бытом, их герои были
узнаваемы, вживлены в реальное течение жизни. Иное впечатление производили
романы Достоевского. Не то что совсем не
было в его романах обычных жизненных ситуаций и персонажей. В «Преступлении и
наказании», например, есть и распространенный социальный тип беззастенчивого
карьериста, и вполне «узнаваемая» влюбленность, и характерная ситуация бедной
дворянки - гувернантки, но все это несколько оголено, не сопровождается тем
разнообразием бытовых и психологических подробностей, которые составляют силу
и прелесть, например, реализма Л. Толстого.[9]
Предметные детали, так
характерные для реалистической прозы, у Достоевского единичны и своим появлением
в течение романа способствуют не столько оживлению картины или персонажа,
сколько чему-то другому, выступая как самостоятельный смысловой элемент,
значимый для всей художественной целостности произведения (топор Раскольникова,
нож с оленьим черенком в «Идиоте») или усиливающий эмоциональный тон эпизода. Настораживало и
отсутствие единого метода создания литературного героя. У Достоевского
достаточно персонажей, определенно социально и характерологически
прикрепленных, действующих в соответствии с данным им характером и
реалистически многосторонних. Есть герои, созданные
по методу выделения психологической доминанты: «Свидригайлов - отчаяние, самое
циническое, Соня - надежда, самая неосуществимая».[10] Концентрирование
«жестоких» ситуаций, характеры с резко выделенной преобладающей чертой и,
наконец, атмосфера тайны - все это черты поэтики романтизма. То, что Достоевский
отчасти романтик или даже - вообще романтик, утверждали многие исследователи.
Впрочем, эта тенденция в толковании художественного метода Достоевского
относится к сравнительно позднему времени. Современная же
Достоевскому критика, как правило, просто выключала его творчество из сферы
реализма. А так как реализм в критическом обиходе второй половины XIX века
выступал как синоним художественности, то часто, слишком часто произведениям
Достоевского отказывали в художественности. Инерция непризнания
художественного дарования Достоевского дошла до 20-х годов нашего века. В
юбилейном докладе 13 ноября 1921 года Л. П. Гроссман говорил о том, что
«устоялось мнение об антихудожественности произведений Достоевского». [11]Такое
отношение современников к творчеству Достоевского имеет свои исторические
причины. В глазах прогрессивной
интеллигенции поздний Достоевский был настолько скомпрометирован охранительными
идеями своей публицистики, близостью к правительственным кругам, что его
художественное творчество не могло не восприниматься ею в целом отрицательно. Более поздние
исследователи Достоевского, стремясь как-то определить своеобразие творчества
писателя, вводили для этого новую терминологию: «идеал-реализм»,
«экспериментальный реализм». Впервые
экспериментальным, «опытным» назвал творчество Достоевского Д. И.
Овсянико-Куликовский. Он не считал это свойство присущим только Достоевскому. В
его делении русских писателей на художников-наблюдателей и художников-экспериментаторов
в ряду последних рядом с Достоевским стояли Гоголь, Салтыков-Щедрин, Г.
Успенский, Чехов. Эксперимент в
художественном творчестве, разъяснял Овсянико-Куликовский, субъективный,
тенденциозный подход к действительности. В духе психологической школы в
литературоведении он выводил эту субъективность из «самой натуры, всего
душевного склада художника».[12] Однако по сравнению с
другими «художниками-экспериментаторами» Достоевский и этому исследователю
представлялся несколько загадочным. Если чувства и мысли, которые управляли
«субъективностью» Гоголя или Салтыкова-Щедрина, обычные и понятные, то порядок
мыслей и чувств, под властью которого творил Достоевский, представляет собой
«нечто исключительное и трудно определимое». По существу же все
приведенные суждения о творчестве Достоевского объединяет не столько общий
термин, сколько стремление теоретиков в общем виде выразить несоответствие
созданной Достоевским модели действительности реальному положению и ходу
вещей. И не то чтобы теоретики
на рубеже веков, подобно некоторым современникам Достоевского, исходили из
принципов натуралистического подобия. Это было бы эстетическим анахронизмом.
Но и с позиций искусства как концентрированно обобщенного образа
действительности сюжеты Достоевского, ситуации его романов, а главное - герои
нередко и в это время оценивались как фантастические, не имеющие отношения к
реальной действительности. За рубежом Достоевского
называют и экспрессионистом (М. Турриан), и символистом (Г. Мейер), и
предтечей современного модернизма (Н.
Саррот) и т. д.[13] И хотя современная
«репутация» Достоевского-художника совершенно несравнима с той, которую он
имел у современников, все же вернемся к первичному, непосредственному
восприятию его творчества критиками-современниками. Итак - нереальные
ситуации, если не ретортно сконструированные, то все-таки какие-то странные
люди, нагнетение ужасов и «грязностей», то есть опять же - несоответствие действительности,
где все это встречается не так часто. Все это считалось характерным для
творчества Достоевского. Так ли это? Достоевский
с негодованием отвергал такую квалификацию своего творчества. Горячий сторонник
«первичности» действительности в художественном творчестве, он был убежден,
если употребить современную терминологию, что создаваемая им «модель» мира
наиболее адекватна реальной действительности. Другое дело, что как
противник бытописательства, натуралистической эмпирики, он требовал от художника
нового, своего слова о действительности и в смысле гносеологическом: «Задача искусства
- не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего
многоразличия однородных жизненных явлений», и в смысле аксиологическом: «В
поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно
поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно
ничего не стоит, а главное - ничего и не значит».[14] В современном
литературоведении можно встретить такую мысль: в творчестве Достоевского нет
авторских оценок героев, в особенности их жизненных позиций. Возможно, что источник
такого суждения - слишком прямолинейное понимание теории М. М. Бахтина о полифонии
романов Достоевского. Выдвигая тезис: «Не
множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого
авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно
множественность равноправных сознаний с их мирами»,[15]
М. М. Бахтин дает повод понимать самостоятельность, равноправность «голосов
героев» вне авторского монологического слова как принципиальную устраненность
автора, как отсутствие выражения его собственной точки зрения на мир. По отношению к
творчеству Достоевского это совершенно неверно. Герои каждого романа находятся
в едином поле ценностного осмысления, и читатель проникается безусловным
отвращением, например, к Федору Павловичу Карамазову, Лужину или Ламберту,
понимает, что симпатии автора на стороне князя Мышкина, Алеши, Сони
Мармеладовой. Другое дело - идеологические позиции героев-мыслителей. Иван Карамазов, например,
выдвигает в защиту своей жизненной позиции столь неотразимые аргументы, что наталкивает на мысль - сам
автор разделяет его презрение к человеку, его отчаяние и скорбный скептицизм.
Однако и в этом случае нельзя не видеть, что целостный смысл романа разоблачает
позицию Ивана Карамазова. Но в том, что
Достоевский в творчестве хотел «произвести впечатление в известную сторону»,
можно с ним согласиться. [1] Александров, В.
Б. Люди и книги. М., «Советский писатель», 1956. [2] Ковалевская С.
В. Воспоминания и письма / Под ред. и коммент С Штрайха.- 2-е изд., исправл.-
М., 1961. [3] Ковалевская С.
В. Воспоминания и письма / Под ред. и коммент С Штрайха.- 2-е изд., исправл.-
М., 1961. [4] Кирпотин, В. Я.
Ф. М. Достоевский. М., Гослитиздат, 1960. [5] Ковалевская С.
В. Воспоминания и письма / Под ред. и коммент С Штрайха.- 2-е изд., исправл.-
М., 1961. [6] Ковалевская С.
В. Воспоминания и письма / Под ред. и коммент С Штрайха.- 2-е изд., исправл.-
М., 1961. [7] Бем, А. Л. У
истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и
Достоевский. В сб.: «О Достоевском», т. III. Берлин, Изд-во «Петрополис»,
1986. [8] Бем, А. Л. У
истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и
Достоевский. В сб.: «О Достоевском», т. III. Берлин, Изд-во «Петрополис»,
1986. [9] Ермилов, В. Ф.
М. Достоевский. М., Гослитиздат, 1956. [10] Бем, А. Л. У
истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и
Достоевский. В сб.: «О Достоевском», т. III. Берлин, Изд-во «Петрополис»,
1986. [11] Гроссман, Л. П.
Достоевский. М, «Молодая гвардия». 1963. [12] Кирпотин, В.
Достоевский в шестидесятые годы,-М., «Художественная литература», 1966. [13] Кони А. Ф.
Воспоминания о писателях.- Л., 1965; М., 1989. [14] Бем, А. Л. У
истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и
Достоевский. В сб.: «О Достоевском», т. III. Берлин, Изд-во «Петрополис»,
1986. [15] Бахтин, М.
Проблемы поэтики Достоевского. М., «Советский писатель», 1963. Заказать написание авторской работы |
|