Быстрый переход к готовым работам
|
Символическое свойство эпилогов пяти великих романов Достоевского
По крайней мере, четыре
романа из пяти заканчиваются своеобразными «иконами». Если говорить о том, что
бросается в глаза до всякого анализа... то нужно указать на икону «писца»-Евангелиста
в эпилоге романа «Подросток». В эпилоге «Бесов» - изображение трех
жен-мироносиц у гроба Господня. В эпилоге «Преступления и наказания» - икона
Богоматери... В эпилоге «Братьев Карамазовых» - по-видимому, икона причащения
апостолов. И лишь один роман - «Идиот» - на первый взгляд, лишен такого завершающего
иконного образа... Впрочем, некий образ в конце «Идиота» все-таки воспроизведен.
Это, как можно догадаться, гольбейновский Христос.[1] Спасение для
Достоевского есть только одно - открывающее вновь душе пути для соединения с
Живым Богом. И Соня не только воплощает спасение, но и «преобразует» эти пути,
являя воочию зримый Раскольниковым образ, икону. Подготовление к тому,
чтобы образ был увиден и героем, и читателем, начинается исподволь, но
откровенно и явно - с того момента, где описывается взгляд каторжников на
Соню. Арестанты сразу «так полюбили Соню». Они сразу ее увидели - и динамика
описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и
помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таком
качестве еще до всяких внешних его проявлений. В высшей степени
характерно, что отношение каторжников к Соне совершенно непостижимо для
Раскольникова. Он - неверующий - не видит явленного всем вокруг него. Для того
чтобы подчеркнуть, что речь идет именно об этом: о вере и неверии, определяющих
видение и невидение, приведенному отрывку предшествует другой, говорящий об
отношении каторжников к Раскольникову и о причинах такого отношения. Непосредственное
соседство двух пассажей указывает на то, что нелюбовь каторжников к
Раскольникову, их благоговейная любовь к Соне, и непонимание Раскольниковым их
любви - все это лишь стороны одного вопроса: именно вопроса о вере.
Раскольников не видит, но после вынесенных впечатлений окружающей его ненависти
и видений его болезни он готов увидеть. Его готовность увидеть,
момент ожидания, замершего на вдохе, зафиксированы Достоевским в полных
неопределенности фразах пассажа, находящегося непосредственно перед эпизодом
«явления»: «Шла уже вторая неделя после Святой... Однажды, под вечер, уже
совсем почти выздоровевший Раскольников заснул; проснувшись, он нечаянно
подошел к окну и вдруг увидел вдали, у госпитальных ворот, Соню. Она стояла и как бы
чего-то ждала. Что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце; он вздрогнул и
поскорее отошел от окна». Соня сразу после этого заболела и слегла. У ворот
ожидала, чтобы войти. Теперь пришла его очередь ждать беспокойно и тревожно. В болезни Раскольников
видит кошмары о способах устройства идеального общества, выздоравливая -
ожидающую Соню, а выздоровев - икону, образ Божьей Матери - и поклоняется ей. Момент творения иконы
как бы отчеркнут, отделен от предыдущего текста описанием особого,
прозревающего, состояния героя и выводом действия из привычного течения
времени, переводом его в план вечности, оконцами в которую и должны служить нам
образа... И здесь перед нами - стремление воссоединиться с Богом, с отвергнутым
Отцом, вернуться в лоно Авраамово. И на прозвучавший наконец искренний призыв
сразу дается ответ. Следующие два абзаца текста - творение иконы. «Вдруг подле него
очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень
рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и
зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело,
осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко
протянула ему свою руку».[2] Обратим внимание,
прежде всего на одежду Сони. На ней надет бурнус. Бурнус - это «накидка и
верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому».
Для того чтобы изобразить традиционную одежду Марии - мафорий, более всего,
конечно, подходит бурнус, бывший к тому же достаточно распространенным видом
одежды. Теперь зеленый платок. Вообще зеленый цвет как
цвет земной жизни напрямую связан с образом Богородицы, Молельщицы и
Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь.
Присутствует он постоянно и на иконах. Так, Богоматерь Одигития из собора
Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре изображена с зеленым исподом
головной накидки. Знаменитая икона «О Тебе радуется», происходящая из
мастерской Дионисия изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную
расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Побледневшее,
похудевшее и осунувшееся лицо, я думаю, понятно без комментариев. Но вот
выражение лица: привет, радость - в сочетании с робко протянутой рукой...
удивительно точно передает довольно трудно описываемое впечатление от икон с
такого типа жестом - жестом моления, ласки и привета. Трагедия главного героя
заключается в том, что он, в самые ответственные моменты жизни, поступает не по
велению сердца, а по законам нравственного долга. Веление сердца - это,
безусловно, порыв, ведущий бессознательно к прекрасному, к добру; нравственный
долг - осознанный шаг, стремление скрасить жестокую правду своей жертвой, тем
самым подчеркивая всю ее жестокость. [1] Волгин И.
Родиться в России: Достоевский и современники: Жизнь в документах // Октябрь,
1989, № 3 [2] Достоевский Ф.
Полное собрание сочинений, 30тт (33 кн). Л Наука (Л.О.) 1975г. Заказать написание авторской работы |
|