Быстрый переход к готовым работам
|
Первые диссертационные исследования теорий маркетинга
Одна из самых ранних
докторских диссертаций по маркетингу услуг датируется 1969 годом.[1] Ее
написал Эжен Джонсон в Вашингтонском университете (США). Примечательно, что для
того времени название диссертации носило почти риторический характер:
«Отличаются ли товары вещной формы и услуги? Упражнение по теории
маркетинга». Примечательность заключается в том, что сегодня ответ на этот
риторический вопрос является общеизвестной истиной и известен каждому студенту
в виде «четырех НЕ», характеризующих услугу как товар. В 1972 г. другой
американский исследователь Вильям Джордж завершил докторскую диссертацию в
Университете Джорджии (США). Название диссертации говорит само за себя:
«Маркетинг в индустриях услуг». Научным руководителем В. Джорджа был профессор
Хайрам Баксдейл. Вместе они опубликовали результаты своего исследования в 1974
г. в авторитетном журнале Journal of Marketing. Следует отметить, что в
США действуют другие стандарты оценки качества научных вкладов, чем в России.
Согласно этим стандартам статья, опубликованная в ведущем и анонимно
рецензируемом научном журнале, каким является Journal of Marketing, обладает
большим весом научного вклада по сравнению с опубликованной монографией или
учебником. Поэтому статья Джорджа и
Баксдейла, как и более ранние статьи Роберта Джадда и Джона Ратмелла в этом же
журнале, объективно рассматривается как существенный прогресс для того времени в
области маркетинга услуг. Из ранних европейских
диссертаций, посвященных маркетингу, следует отметить исследования
скандинавских ученых. Эверт Гаммессон, который в настоящеевремя преподает
маркетинг в Стокгольмском университете, защитил в 1977 г. диссертацию по теме
«Маркетинг и приобретение профессиональных услуг». Кроме этого Э. Гаммессон
стал известен своими инициативами по организации серии конференций по качеству
в сфере услуг и поддержке создания центра изучения услуг при Университете
Карлстад в Швеции. Соратником и коллегой
Гаммессона является Кристиан Гренроос, который всего лишь двумя годами позже Э.
Гаммессона защитил диссертацию «Маркетинг: изучение функции маркетинга в фирмах
услуг» в Шведской школе экономики и бизнес-управления, расположенной в г.
Хельсинфорс (Финляндия). Это диссертационное исследование стало философской
основой почти всех многочисленных последующих работ К. Гренрооса. [2] Такие оригинальные и
специфические концепции, как «внутренний маркетинг», «двусторонний маркетинг» и
«качество услуги», присущие исключительно терминологии маркетинга, берут свое
начало в исследовании К. Гренрооса. Диссертация К. Гренрооса также была
опубликована на английском языке и в настоящее время используется во многих
американских университетах в качестве учебника по маркетингу услуг.[3] Говоря о ранних
исследованиях по маркетингу услуг, невозможно не упомянуть исследование
французских ученых Эрика Лангеарда и Пьера Эйглие. Будучи профессорами Школы
деловой администрации при Марсельском университете, они предложили концепцию
маркетинга услуг «servuction», т.е. буквально «производство услуг». И хотя эта концепция
маркетинга услуг не была защищена в виде диссертационного исследования, она
продолжает оставаться одним из наиболее ранних и влиятельных научных вкладов в
становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины. [1] Данько Т., Сагинова О., Скоробогатых И., Фокс К.
Становление маркетинга: анализ тем и направлений научных исследований //
Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2001. - (32)2, апрель [2] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. :
КНОРУС,2005. [3] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.
Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 Заказать написание авторской работы |
|