Быстрый переход к готовым работам
|
Психология потребности и мотивации
Среди множества
психических явлений есть одно, стоящее обособленно и по значению все другие
превосходящее - потребность. Эта особая сущностная сила человека, внутренняя
энергия личности, как бы заряжающая ее для действий по обеспечению
самосохранения и саморазвития, совсем недавно приобрела статус центрального психологического
явления, поэтому ее понимание не всегда и не полно отвечает запросам практики. Сам термин
"потребность" встречается еще в трудах Аристотеля, однако
экспериментальное изучение потребностей началось только в 20-е годы XX в. в
работах известного немецкого психолога Курта Левина.[1] Каждый человек знает по
себе, что такое чувство голода или жажды, и каждый понимает, что потребность,
положим, в воде приводит его иногда в особое состояние, когда ни думать, ни делать
что-нибудь как следует невозможно до тех пор, пока жажду не удастся утолить. Субъективно потребность переживается
как нуждаемость, недостаток, нехватка и в силу этого дефицита, как нечто
неприятное, тревожное, угрожающее прервать или нарушить нормальную
жизнедеятельность. Недостаток или полное отсутствие какого-то из средств
жизнеобеспечения воспринимается как блокада, препятствие, но, несмотря на то,
что возникновение любого барьера сопровождается состоянием внутреннего дискомфорта,
растерянности, озабоченности, род человеческий может существовать, если только
у него есть препятствия, которые требуется преодолевать. Это они мобилизуют и
придают силы, без препятствий человек слабеет. Встрепенувшись от встречи
с барьером, испугавшись за свое благополучие, человек настораживается,
собирается с силами и приступает к поиску средств для ликвидации дефицита.
Снять угрозу можно добычей, присвоением необходимых для жизнедеятельности
ресурсов. Ресурс можно взять в готовом виде у матери-природы, отнять у ближнего
или сделать, создать самому. Но для каждого из этих способов добывания благ
требуется активность, усиление, работа.[2] Стало быть,
психологическая сущность потребности складывается из двух последовательных
событий: сначала констатация нехватки, блокирующей деятельность, затем
активность, действие по ликвидации дефицита. Фиксирование состояния нужды,
установление источника удовлетворения, определение высоты и трудности
барьера, нахождение способа овладения предметом - все это связано с поиском,
получением и переработкой информации. Информация является источником особого
психологического явления - эмоции, которая служит своеобразным энергетическим
средством мобилизации сил организма в целях овладения благом. Три ключевых понятия -
информация, эмоция и потребность - стали основанием для объяснения мотивации
поведения в рамках так называемой "информативной теории эмоций",
созданной в трудах академика П.В. Симонова.[3] В основе этой теории
лежит давно сформулированный "принцип удовольствия". Уже в учениях
древних мыслителей стремление к удовольствию и к избежанию страданий считалось
главной детерминантой поведения человека. Память и жизненный опыт, повинуясь
ощущению нужды, оживляют образы предметов и ситуаций, доставивших эмоции удовольствия
когда-то в прошлом. Затем включается механизм прогнозирования вероятности
достижения цели. Путем оценки имеющихся ресурсов и сопоставления наличных
ресурсов с предположительно необходимыми человек получает оценку вероятности
достижения. Сказанное позволяет перейти
к определению понятия потребность. Однако здесь мы встречаем препятствие более
чем серьезное: до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного
понимания сущности этого главного психологического явления. [4] В учебниках и в самых
авторитетных словарях потребность чаще всего определяется через понятие "нужда".
Будто сговорившись, большинство авторов предлагаемых определений характеризует
это явление словами: недостаток, необходимость, надобность, нужда, желание,
словно не замечая, что говорят только об одном классе потребностей, а другие
забыли или не сумели различить. В Большой советской
энциклопедии: "потребность" определяется как "нужда, недостаток
в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности" В учебнике психологии
читаем: "Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных
условиях жизни и развития.[5] Ничуть не лучше
определение и в другом издании: "Потребность - состояние личности,
выражающее ее зависимость от конкретных условий существования".[6] Каждая из этих
характеристик утверждает, по сути, только одно: человек чего-то хочет. Но это и
так ясно, а что творится в голове, в душе человека, в чем психологическая
сущность желания? Эти определения годятся для простых, материальных желаний -
еды, питья, но нетрудно заметить, что нехватка - нужда - недостаток, так и
подмывающие вскочить и бежать, чтобы взять, добыть нечто желаемое и тем самым
недостаток ликвидировать, является признаком далеко не всех потребностей. Другим слабым местом в
общепринятом понимании сущности потребности является множественность трактовок,
возникающая из-за слабой междисциплинарной согласованности исследований, а
также вследствие различий в подходах и целях исследований, представляющих
разные научные дисциплины. Понятие
"потребность" фигурирует в научной литературе, по крайней мере, в
трех значениях.[7] Во-первых, как обозначение объекта внешней среды, т.е. потребность в конкретных
предметах, преимущественно в социологии, экономике, маркетинге. Во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоциональную напряженность
вследствие нехватки чего-либо, в общей и педагогической психологии. В-третьих, как фундаментальные свойства личности. Следовательно, если за
словом потребность скрываются три весьма непохожих психологических явления, то
возникает нелепая ситуация: любое благо, ценность, каждое психическое состояние
или просто любую вещь можно бездумно присоединить к слову потребность и тогда
получается необозримый, нескончаемый ряд названий-ярлыков, которые невозможно
даже сосчитать, не то что классифицировать - потребность в холодильниках,
мороженом, потребность в покое и отдыхе, потребность читать свежие газеты, потребность
в чистой воде, в витаминах и так далее до бесконечности. Отсюда возникло
мнение, что разработать классификацию потребностей невозможно в принципе. Отношение, по Мясищеву,
имеет как бы три грани, три стороны: первая - оценка явления, квалификация
объекта в системе значимостей, вторая - эмоциональное переживание, принятие или
неприятие объекта и третья - тенденция обладания, захвата и присвоения. В более поздних работах,
прямо к теории потребностей не обращаясь, Мясищев объясняет потребность как
отношения личности потому, что основными конституирующими компонентами этого
понятия являются: [8] a. субъект, испытывающий потребность; b. объект потребности; c. своеобразная связь между субъектом и
объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной
устремленности к овладению им. Если потребность
представляет собой связь между субъектом и объектом, то эта связь, исходя даже
из традиционного представления о потребности как о нужде или нехватке
определенных условий жизни, должна выступать как противоречие между тем, что
требуется, и тем, чего недостает. Подчеркнем, что такое понимание вполне соответствует
идее развития, сложившейся в отечественной философии, которая утверждает, что
источником всякого движения и развития является противоречие. Мотив - это образ успешно завершенного действия по реализации потребности,
чувственно окрашенное, обязательно приятное и притягательное представление
будущей процедуры достижения и обладания. Это предвкушение и становится той
внутренней силой, которая побуждает действовать и составляет содержание глагола
"хотеть". Наконец, благо
определено, способы овладения намечены, привлекательность объекта оценивается
высоко и тогда возникает намерение действовать. Однако на этом процесс не
заканчивается. В понимании сущности
мотивов поведения имеют место серьезные несовпадения взглядов. Например, В.И. Ковалев пишет,
что "при самой тесной связи потребностей и мотивов, последние не теряют
своей самостоятельности и специфичности, однако ряд авторов фактически отрицают
самостоятельность мотива".[9] Это
проявляется в том, что одни из них просто отождествляют мотивы с потребностями,
другие наделяют потребности самостоятельной побуждающей функцией (Якобсон
П.М.), третьи рассматривают мотив как только одно из побуждений наряду с
потребностями, целями или эмоциями (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н.). Еще более
категоричен X. Хекхаузен: "Вместо мотивов можно говорить о потребностях или
установках, вместо мотивации - о направленном влечении, проблемы остаются, в
сущности, те же, лишь несколько меняются подходы к их решению.[10] Обобщая, можно сказать,
что мотив видоизменяет исходную потребность. Это замечание потребуется нам
далее при обсуждении процесса возвышения потребности. Эти замечания, помимо
раскрытия сущности понятия "мотив", потребовались еще и для того,
чтобы обратить внимание на недопустимость небрежного употребления понятий.
Так, в учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть
форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной расцветки и т.д. Но
должно быть понятно, что таких потребностей не бывает, что названы мотивы,
опосредствующие какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности.[11] Неточность в употреблении
слов проявляется и в том, что существует тенденция включать в феномен
мотивации самые разнообразные психологические явления. Систематизировать и
понять взаимозависимости всего этого многообразия психологических явлений при
данном состоянии науки не представляется возможным, но в ограниченных пределах
что-то сделать можно, если учитывать качественное различие потребностей, т.е.
разную степень социализации потребностей нижнего уровня в сравнении с
духовными потребностями четвертого уровня.[12] [1] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М.:КНОРУС,2005. [2] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.
Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 [3] Симонов П.В. Что такое эмоция? М.,1966. [4] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.
Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 [5] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед.
институтов. Ред. В.В. Богословский и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981. [6] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед.
институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978. [7] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. :
КНОРУС,2005. [8] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. :
КНОРУС,2005. [9] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.:
Наука, 1988. [10] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.:
Педагогика, 1986. [11] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед.
институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978. [12] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.
Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 Заказать написание авторской работы |
|