Быстрый переход к готовым работам
|
Теории содержания мотивации
Теории содержания
мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В
значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и
их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают
структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с
мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ
на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными
теориями мотивации этой группы являются:[1] a. теория иерархии потребностей Маслоу; b. теория ERG, разработанная
Альдерфером; c. теория приобретенных потребностей
МакКлелланда; d. теория двух факторов Герцберга. Теория иерархии потребностей Маслоу Широко известная и широко
признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу,
включает следующие основные идеи и предпосылки. a. Люди постоянно ощущают какие-то
потребности. b. Люди испытывают определенный набор
сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные
группы. c. Группы потребностей находятся в
иерархическом расположении по отношению друг к другу. d. Потребности, если они не
удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не
мотивируют людей. e. Если одна потребность удовлетворяется,
то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность. f. Обычно человек ощущает одновременно
несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии. g. Потребности, находящиеся ближе к
основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения. h. Потребности более высокого уровня
начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены
потребности более низкого уровня. i.
Потребности
более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели
потребности нижнего уровня. В соответствии с теорией
Маслоу существует пять групп потребностей. Физиологические
потребности. К данной группе относятся поребности в пище, воде, воздухе,
убежище и т.п., т.е. потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы
выживать, поддерживать жизнедеятельность организма. Эти потребности в значительной
мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией
человека.[2] Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и
желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от
страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь
человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать стрессовых
ситуаций, любят порядок, четкие правила. Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в
совместных действиях, он хочет дружбы, любви, хочет быть членом каких-то
объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Потребности признания и самоутверждения. Данная группа отражает желание
людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также
желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это.
Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому
положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся
в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний,
способностей, умений и навыков. Эти потребности в гораздо большей степени, чем
потребности других групп, носят индивидуальный характер, отражают желание
человека творить в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью
открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Теория иерархии
потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных
потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении
показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию
человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей
на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности
удовлетворять свои потребности определенным образом. Теория Маслоу оказала
большое влияние на развитие теории и практики современного маркетинга. Однако
очевидно, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов. Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих
ситуационных факторов. Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы
потребностей задругой, как это представлено в "пирамиде" Маслоу. В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно
приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что
исключением из этого правила является только потребность самовыражения, которая
может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее
удовлетворения. Практика показывает, что потребности признания и
самоутверждения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в
процессе их удовлетворения. Теория ERG Альдерфера Так же, как и Маслоу,
Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека
могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличии от теории иерархии
потребностей Маслоу, он считает, что существует три группы потребностей:[3] a. потребности существования; b. потребности связи; c. потребности роста. Группы потребностей
данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу. Потребности существования
как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности
безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности.
Группа потребностей связи
явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности.
Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его
стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и
подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей
признания и самоутверждения из "пирамиды" Маслоу, которые связаны со
стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также
ту часть потребностей безопасности "пирамиды" Маслоу, которые связаны
с групповой безопасностью. Потребности роста
аналогичны потребностям самовыражения "пирамиды" Маслоу и включают
также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со
стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п. Эти три группы
потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако
между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее
в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только
снизу вверх — удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей.
Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны - наверх, если не
удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена
потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает,
что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень
действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на
этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, у
него опять "включаются" потребности связи, и это вызывает процесс
регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.[4] В соответствии с теорией
Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей
к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не
удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. И этот
процесс определяет наличие движения сверху вниз. Процесс движения вверх по
уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей,
а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении
удовлетворить потребность. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда Широко распространенной концепцией
потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является
концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и
потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти
потребности, если они достаточно четко проявляются у человека, оказывают
заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать усилия и
осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих
потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как
приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.[5] Потребность достижения
проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более
эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности
достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно
выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь
и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны
принимать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи. Им нравится принимать
решения и отвечать за них, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко
берут на себя персональную ответственность. МакКлелланд на основе
проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть
отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике
отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют
хорошо развитую экономику. И, наоборот, в обществах, характеризуемых низкой
потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не
развивается. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с
окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и
поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со
стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень
важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не
безразличны к ним и их действиям. Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние
которой на поведение человека было изучено и описано МакКлелландом. Данная
потребность так же, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается
на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится
контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности достижения,
соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не
расположены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и
Альдерфера. Более того, проявление
влияния этих потребностей на поведение человека значительно зависит от их
взаимовлияния. Теория двух факторов Герцберга Обычно считается, что
удовлетворенность человека своими действиями, своим состоянием, окружением и
неудовлетворенность всем этим являются двумя полюсами, противоположностями,
между которыми могут находиться состояние и настроение человека. В зависимости от того,
как осуществляется воздействие, мотивирование человека, его настроение может
переходить из одного состояния в другое, человек может становиться то более
удовлетворенным, то более неудовлетворенным. Но, оказывается, не все так
однозначно. На стыке 50-60-х годов
Фредерик Герцберг совместно с коллегами провел исследование, касающееся
выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие
на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или неудовлетворенность.[6] Вывод, который он сделал
на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Герцберг
заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания
неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя
различными процессами, т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности,
при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что
какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало,
что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность. Мотивирующие факторы в
этом случае рассматриваются как самостоятельная группа потребностей. Если
данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А
так как они могут приводить к удовлетворению, то играют мотивирующую роль.[7] Взаимосвязь
"неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности" определяется
влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором существует
человек. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у человека чувство
неудовлетворенности. В то же время их группы не обязательно вызывают состояние
удовлетворенности, т.е. данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы
связаны с устранением "боли", "страдания". Обычно их
называют гигиеническими факторами, или "факторами здоровья", как бы
подчеркивая этим, что они создают нормальные здоровые условия бытия. "Факторы здоровья"
могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении
трудностей, желаний и проблем. Эти факторы помогают человеку устранить
"боль", которую он переживает в их отсутствие. Но они не являются
мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят
к удовлетворенности. На основе разработанной им
концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у людей
чувства неудовлетворенности, необходимо обращать первостепенное внимание на те
факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы
устранить это чувство. [1] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. :
КНОРУС,2005. [2] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. :
КНОРУС,2005. [3] Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учеб.
пособие. Минск: Вышейш. шк.г 1998 [4] Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учеб.
пособие. Минск: Вышейш. шк.г 1998 [5] Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учеб.
пособие. Минск: Вышейш. шк.г 1998 [6] Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учеб.
пособие. Минск: Вышейш. шк.г 1998 [7] Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учеб.
пособие. Минск: Вышейш. шк.г 1998 Заказать написание авторской работы |
|