Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и необходимость создания СЭЗ, их роль в развитии экономики страныНа сегодняшний
день еще не утвердилось общепризнанного определения свободной экономической зоны. Существует два термина
определяющие подобные зональные образования. В зарубежной литературе эти
образования принято называть как special economic zones (SEZ), что в переводе на русский язык
означает свободные экономические зоны (СЭЗ), в отечественной же литературе
существует понятие - особые экономические зоны (ОЭЗ). Оба термина абсолютно
равнозначны. В соответствии с
ФЗ Российской Федерации «Об особых экономических зонах» от 13 июля 2005 года,
под особой экономической зоной (далее
ОЭЗ) понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть
территории Российской Федерации, на которой действует особый режим
осуществления предпринимательской деятельности[1]. Международной
конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73
г.) установлено понятие свободной
зоны или зоны «франко», под которой понимается часть территории страны,
на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами
национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному
таможенному контролю и налогообложению[2]. Международная ассоциация развития свободных зон, которая была создана в
1990 году, определяет СЭЗ как особое территориально-хозяйственное образование, как правило, открытое
для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующее
экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию
страны. Исходя из
предложенных трактовок, можно определить СЭЗ (ОЭЗ) как часть национальной
территории или территорию всего государства (небольшого) имеющую льготный
налоговый и таможенный режимы, что способствует созданию благоприятных условий
для развития предпринимательства и росту национальной экономики.[3] СЭЗ является
важным экономическим инструментом национальной инновационной системы, при
помощи которого осуществляется привлечение иностранных и местных инвестиций с
целью развития, как и отдельных
(депрессивных) регионов так и национальной экономики в целом. В современных
теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность
трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения
масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка
понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с
действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная
зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория,
но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и
применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его
частях"[4].
СЭЗ
объединяет сегодня широкий спектр институциональных образований, общая черта
которых – преференции. Используются они государством, как правило, в контексте селективной
либерализации инвестиционного климата – поощрения определенных направлений
хозяйственной деятельности.[5] Вначале
XXI в. развитие и функционирование СЭЗ стало неотъемлемой частью международных
экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические
зоны являются одним из факторов ускоренного экономического роста регионов за
счет активизации международной торговли, мобилизации инвестиций и роста
занятости. СЭЗ как
хозяйственно-территориальное образование можно назвать и древними, и
современными. Своими конями они уходят в глубокую старину и в то же время
обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной
цивилизации. По мнению американских ученых М. Фразье и Р. Рэна, свободные
экономические зоны – одна из старейших и вместе с тем новейшая идея
человечества в области экономического развития. История
создания СЭЗ уходит в далекое прошлое. Более 2000 лет тому назад, в В XII-XIII вв. стали
функционировать зоны свободной торговли. Прообраз зоны свободной торговли
простирался вдоль реки западная Двина. Ганзейский союз[6] в
эпоху своего расцвета оказал большое влияние на развитие простейших
экономических зон, способствуя тем самым торговых отношений между Западом и
Восточной Европой[7].
В Российской Федерации
история ОЭЗ не так велика. Развитие свободных экономических зон началось в конце 80-х годов. Процесс
создания ОЭЗ характеризовался отсутствием четкого понимания их целей и задач,
массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к
суверенитету через создание ОЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их
создания и функционирования. Эти зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и
способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными
партнерами. Специфика политики зонирования в нашей стране заключалась в том, что она
не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В
стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база
развития ОЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов
– намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и
отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и
экономической ситуации. Российские ОЭЗ создавались, как правило, не на основе
федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений
исполнительной власти, принимаемых по отдельным ОЭЗ[8]. В российском законодательстве понятие
«особые экономические зоны» смешивались с понятием «свободные экономические
зоны». Последние были впервые упомянуты в Законе По замыслу эти зоны должны были в перспективе
стать полюсами экономического роста. Напомню, что идея полюса экономического
роста была обоснована французским ученым Перру в
К началу 90-х годов государственная
концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально
перенесено на республиканский уровень: в
июле-сентябре В Наконец,
22 июля В России
зарегистрированы следующие основные типы ОЭЗ: торгово-производственные;
технико-внедренческие; туристско-рекреационные и портовые. К Сегодня в стране существует
16 различных типов ОЭЗ, но их
деятельность вызывает острые дискуссии по поводу их создания,
функционированию и перспектив дальнейшего развития. Деятельность большинства
ОЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.
Экспертная оценка практики функционирования особых экономических зон в России,
проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что
предполагаемые цели создания ОЭЗ не достигнуты. Задачи, которые
ставят перед собой различные государства, создавая такие зоны, неоднозначны.
Некоторые государства, создавая СЭЗ,
пытаются решать различные проблемы конкретных регионов, связанные с низким
уровнем экономико-социального развития, ожидаемой безработицей, защитой
интересов производителей и потребителей в этих регионах. Другие страны создают СЭЗ в
общественных интересах в
качестве интегративного экономического механизма, эффективного
средства накопления и распространения зарубежного опыта хозяйствования и
управления, обмела информацией, повышения конкурентоспособности собственного
производства. Но как
правило, чаще всего ставятся обе задачи. В соответствии с российским
законодательством особые экономические зоны
создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики,
высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития
транспортной инфраструктуры[11].
Кроме глобальных задач, определяются и вполне конкретные
задачи. Эти задачи можно поделить на три
блока : экономический, социальный и
научно-технический. Так же можно подразделить их цели преследуемые государством и цели
преследуемые инвесторами. (Таблица 1) Экономические цели: - привлечение
иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным
программам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных
процедур; - использование преимущества международного географического разделения
труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых
изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма
производства; - ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к
различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и
предприятиям СЭЗ; - рост валютных
поступлений в бюджет страны и регионов[12]. Социальные цели: - ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах
зон ограниченных национальных ресурсов; - повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с
безработицей; - создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и
внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;
воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к
технологии управления; - удовлетворение населения в высококачественных товарах народного
потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели: - привлечение передовых зарубежных и
отечественных технологий; - ускорение инновационных и
внедренческих процессов; - привлечение зарубежных ученых и
специалистов; - повышение эффективности
использования мощностей и инфраструктуры технологических комплексов. Таблица № 1 Цели создания СЭЗ с точки зрения государства и инвесторов.
Источник: Зимненко Р.И., Свободные
экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с. СЭЗ достигают высокой эффективности в различных странах благодаря
огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала.
Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные преференции: - налоговые льготы; - таможенные льготы; - доступ к национальному рынку; - обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет
более дешевой рабочей силы; - возможность финансирования по
сниженным процентным ставкам; - право собственности на землю. Цели создания СЭЗ зависят от уровня
социально-экономического развития создающих их стран, их стратегических
народнохозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом
конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых
странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны
часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации
региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в
отсталых районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой
категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы.
Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную
роль. Они являются своеобразными
«магнитами» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Главными
признаками деятельности СЭЗ являются тесная интеграция в мировое хозяйство и
активное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как
правило, создаются с использованием выгодного экономико-географического
положения территории – на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи
морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый
административно-правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала
импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от
налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают
налоговые “каникулы”, ограничения на права собственности снимаются. Выделяют следующие характерные черты свободных экономических
зон: Применение различных видов льгот и
стимулов, в том числе: 1.
Таможенные (внешнеторговые) льготы предусматривают введение на территории СЭЗ
особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) по
сравнению с остальной частью страны и упрошенного порядка осуществления
внешнеторговых операций. 2.
Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов
деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут включать
налоговые каникулы (от 5 до 20 лет), освобождение от уплаты налога на
добавленную стоимость, местных налогов, полностью или частично, от налогов на
прибыль, недвижимость, имущество, собственность, доходы иностранного
персонала, перевод за границу прибыли и т.д. В отдельных случаях для
иностранных инвесторов предусмотрены и другие льготы, такие, как инвестиционные
ссуды и инвестиционные дотации. Инвестиционные ссуды представляют собой дополнительные скидки с подоходного налога (10—50%) в
зависимости от основного оборудования и применяются по истечении льготного
периода. Инвестиционные дотации —
безвозмездные
денежные субсидии новым инвесторам. Эти субсидии зависят от размера
капиталовложений и, как правило, предоставляются компаниям с ограниченными
финансовыми возможностями и предприятиям с низкой рентабельностью. 3.
Финансовые льготы включают различные формы субсидий, которые предоставляются в виде сниженных
цен на коммунальные услуги; снижения арендной платы за пользование земельными
участками и производственными помещениями; льготных кредитов и др. Кроме того,
во многих государствах мира, где успешно функционируют свободные экономические
зоны, практикуется не только временное использование и аренда земли
иностранцами, но и свободная продажа земли. Иностранцами это воспринимается как
естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимающей
стороны. По сути дела, это действует как существенная льгота для иностранных
инвесторов. 4.
Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур
регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также
оказания различных услуг предприятиям, расположенным на территории зоны. Во
многих странах, где образованы специальные экономические зоны, широкое
распространение получили также системы обслуживания инвесторов «в одном месте»
или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий,
связанных с регистрацией компаний и осуществлением капиталовложений, решаются в
оперативном порядке на месте[13]. В результате
предоставления льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше.
Например, транснациональные корпорации получают в азиатских свободных зонах в
среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза), сроки
окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти
сроки не превышают 3-3,5 года).[14] Система
предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся
сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации
отсутствующих здесь факторов развития. Налоговые льготы
далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более
существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация
рабочей силы, упрощение административных процедур, а также получение на
внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Вместе с тем, все
названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями,
представляющими типовую специфику данной зоны. Наличие особого режима,
регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной
защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление
действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной
заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение
предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим
обеспечивает: - получение иностранными
предпринимателями дополнительной прибыли; - благоприятный
инвестиционный климат предполагает наличие сравнительно дешёвых и доступных
факторов производства; - близость ёмкого рынка
сбыта, особых финансово административных условий для инвесторов; - наличие локальной,
относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом
принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре; - всесторонняя поддержка
со стороны центральной государственной власти. [1] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" [4] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/
Лемешко М.// Деловые люди, [5] Белозеров И. И., Белозерова С. В. Свободные экономические зоны, как элемент региональной инвестиционной политики/ Белозеров И. И., Белозерова С. В. Сборник научных трудов СевКавГТУ// Серия «Экономика», 2006, №4. С. 21-27 [6] ГАНЗА - торговый союз северо-немецких городов XIV-XVI вв. во главе с Любеком. [7] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с. [8] Белозеров И. И., Белозерова С. В. Свободные экономические зоны, как элемент региональной инвестиционной политики/ Белозеров И. И., Белозерова С. В. Сборник научных трудов СевКавГТУ// Серия «Экономика», 2006, №4. С. 21-27 [9] «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности//Н.Г. Дронина. Журнал российского права. 2004. № 6. СПС «Гарант» [10] Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства". [11] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" [12]Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия): Учеб.пособие/ И.Носков.- М: Наука, 2004.-208 с. [13] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с. [14] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/М. Лемешко//Деловые люди.-1999.- № 3.-C.44-46 |
|