У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и необходимость создания СЭЗ, их роль в развитии экономики страны

На сегодняшний день еще не утвер­дилось общепризнанного определения  свободной экономической зоны. Существует два термина определяющие подобные зональные образования. В зарубежной литературе эти образования принято называть как special economic zones (SEZ), что в переводе на русский язык означает свободные экономические зоны (СЭЗ), в отечественной же литературе существует понятие - особые экономические зоны (ОЭЗ). Оба термина абсолютно равнозначны.   

В соответствии с ФЗ Российской Федерации «Об особых экономических зонах» от 13 июля 2005 года, под  особой экономической зоной (далее ОЭЗ) понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности[1].

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации та­можен­ных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие сво­бодной зоны или зоны «франко», под которой понимается часть терри­тории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, на­ходящиеся за пределами национальной тамо­женной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному кон­тролю и нало­гообложению[2].

Международная ассоциация развития свободных зон, которая была создана в 1990 году, определяет СЭЗ как особое тер­риториально-хозяйственное образование, как правило, открытое для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благо­приятствующее экономическому, научно-техническому, экологиче­скому и социальному развитию страны.

Исходя из предложенных трактовок, можно определить СЭЗ (ОЭЗ) как часть национальной территории или территорию всего государства (небольшого) имеющую льготный налоговый и таможенный режимы, что способствует созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и росту национальной экономики.[3]

СЭЗ является важным экономическим инструментом национальной инновационной системы, при помощи которого осуществляется привлечение иностранных и местных инвестиций с целью  развития, как и отдельных (депрессивных) регионов так и национальной экономики в целом.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущ­ность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокраще­ния масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта фор­мулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с дейст­вием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях"[4].

СЭЗ объединяет сегодня широкий спектр институциональных образований, общая черта которых – преференции. Используются они государством, как правило, в контексте селективной либерализации инвестиционного климата – поощрения определенных направлений хозяйственной деятельности.[5]

Вначале XXI в. развитие и функционирование СЭЗ стало неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны являются одним из факторов ускоренного экономического роста регионов за счет активизации международной торговли, мобилизации инвестиций и роста занятости.

СЭЗ как хозяйственно-территориальное образование можно назвать и древними, и современными. Своими конями они уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. По мнению американских ученых М. Фразье и Р. Рэна, свободные экономические зоны – одна из старейших и вместе с тем новейшая идея человечества в области экономического развития.

История создания СЭЗ уходит в далекое прошлое. Более 2000 лет тому назад, в 166 г до н.э., в целях содействия торговле власти греческого государства Делос провозгласил первую документально известную свободную зону, где приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей.

В XII-XIII вв. стали функционировать зоны свободной торговли. Прообраз зоны свободной торговли простирался вдоль реки западная Двина. Ганзейский союз[6] в эпоху своего расцвета оказал большое влияние на развитие простейших экономических зон, способствуя тем самым торговых отношений между Западом и Восточной Европой[7].

В Российской Федерации история ОЭЗ не так велика. Развитие свободных экономических зон началось в конце 80-х годов. Процесс создания ОЭЗ характеризовался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования. Эти зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. Специфика политики зонирования в нашей стране заключалась в том, что она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития ОЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов – намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские ОЭЗ создавались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным ОЭЗ[8].

В российском законодательстве понятие «особые экономические зоны» смешивались с понятием «свободные экономические зоны». Последние были впервые упомянуты в Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятом в начале проведения реформ, а ныне уже не действующем[9].

 По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать полюса­ми экономического роста. Напомню, что идея полюса экономичес­кого роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но и на определенных ограни­ченных территориях.

К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив.  Эти инициативы получили свое развитие,  как только в ходе суверенизации союзных  республик рассмотрение  вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень:  в июле-сентябре 1990 г.  ВС РСФСР принял предложения  11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства.  Зоны учреждались в городах Ленинграде,  Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях,  г. Зеленограде, Еврейской автономной области.[10]

В 1994 г. было принято постановление Правительства РФ «Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских Минеральных вод». В 1996 г. был принят закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В 1999 г. был принят закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Надо отметить, что целью принятия двух вышеуказанных законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики  Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц.

Наконец, 22 июля 2005 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

В России зарегистрированы следующие основные типы ОЭЗ: торгово-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные и портовые. К Сегодня в стране существует 16 различных типов ОЭЗ, но их  деятельность вызывает острые дискуссии по поводу их создания, функционированию и перспектив дальнейшего развития. Деятельность большинства ОЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной. Экспертная оценка практики функционирования особых экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания ОЭЗ не достигнуты.

Задачи, которые ставят перед собой различные государства, создавая такие зоны, неоднозначны. Некоторые государства, создавая  СЭЗ, пытаются решать различные проблемы конкретных регионов, связанные с низким уровнем экономико-социального развития, ожидаемой безработицей, защитой интересов производителей и потребителей в этих регионах. Другие страны создают СЭЗ в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения зарубежного опыта хозяйствования и управления, обмела информацией, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но как правило, чаще всего ставятся обе задачи. В соответствии с российским законодательством  особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры[11].

Кроме глобальных задач, определяются и вполне конкретные задачи. Эти задачи можно поделить  на три блока : экономический, социальный и научно-технический. Так же можно подразделить их цели преследуемые государством и цели преследуемые инвесторами. (Таблица 1)

Экономические цели:

- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным программам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов[12].

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические цели:

- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных ученых и специалистов;

- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры технологических комплексов.

Таблица № 1

Цели создания СЭЗ с точки зрения государства и инвесторов.

Цели создания с точки зрения государства

 

Цели создания с точки зрения инвесторов

 

Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала

Освоение новых рынков сбыта

Развитие экспортной базы

Приближение производства к потребителю

Импортозамещение

Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин

Апробация новых методов менеджмента и организации труда

Доступ к инфраструктуре

Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий, хотя бы на ограниченную часть территории стран

 

Использование более дешёвой рабочей силы

 

Попытка снижения влияния бюрократии

 

Источник: Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с.

 

СЭЗ достигают высокой эффективности в различных странах благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные преференции:

- налоговые льготы;

- таможенные льготы;

- доступ к национальному рынку;

- обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;

- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;

- право собственности на землю.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития создающих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя­зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в отсталых районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.  Они являются своеобразными «магнитами» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капи­талов.

Главными признаками деятельности СЭЗ являются тесная интеграция в мировое хозяй­ство и ак­тивное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием вы­годного экономико-географиче­ского положения территории – на пе­ресечении важных транспортных магист­ралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлече­ния иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт го­товой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “ка­никулы”, ограничения на права собственности снимаются.

Выделяют следующие характерные черты свободных экономи­ческих зон:

Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

1.    Таможенные (внешнеторговые) льготы предусматривают введе­ние на территории СЭЗ особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) по сравнению с остальной частью страны и упрошенного порядка осуществления внешнеторго­вых операций.

2.    Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут включать налоговые каникулы (от 5 до 20 лет), освобождение от уплаты налога на добавленную стои­мость, местных налогов, полностью или частично, от налогов на при­быль, недвижимость, имущество, собственность, доходы иностранного персонала, перевод за границу прибыли и т.д. В отдельных случаях для иностранных инвесторов предусмотрены и другие льготы, такие, как инвестиционные ссуды и инвестиционные дотации. Инвестиционные ссуды представляют собой дополнительные скидки с подоходного на­лога (10—50%) в зависимости от основного оборудования и приме­няются по истечении льготного периода. Инвестиционные дотации — безвозмездные денежные субсидии новым инвесторам. Эти субси­дии зависят от размера капиталовложений и, как правило, предо­ставляются компаниям с ограниченными финансовыми возможнос­тями и предприятиям с низкой рентабельностью.

3.    Финансовые льготы включают различные формы субсидий, ко­торые предоставляются в виде сниженных цен на коммунальные услуги; снижения арендной платы за пользование земельными участ­ками и производственными помещениями; льготных кредитов и др. Кроме того, во многих государствах мира, где успешно функциони­руют свободные экономические зоны, практикуется не только вре­менное использование и аренда земли иностранцами, но и свободная продажа земли. Иностранцами это воспринимается как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимаю­щей стороны. По сути дела, это действует как существенная льгота для иностранных инвесторов.

4.    Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и ре­жима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различ­ных услуг предприятиям, расположенным на территории зоны. Во многих странах, где образованы специальные экономические зоны, широкое распространение получили также системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выда­чи необходимых разрешений и лицензий, связанных с регистрацией компаний и осуществлением капиталовложений, решаются в опера­тивном порядке на месте[13].

В результате предоставления льгот норма прибыли в СЭЗ состав­ляет 30-35%, а иногда и больше. Например, транснациональные корпорации получают в азиатских свободных зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза), сроки окупаемости капиталь­ных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).[14]

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реали­зации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов разви­тия.

Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне ино­странного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, ин­вестиционные гарантии, ка­чество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение администра­тивных процедур, а также по­лучение на внутреннем рынке относительно деше­вых предметов.

Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в соче­тании с базовыми преференциями, представляющими типовую спе­цифику данной зоны.

            Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановле­ние действий трудового законо­дательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и макси­мальной продолжитель­ностью рабочего дня, освобождение предпринимате­лей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.).

Такой ре­жим обеспечивает:

            - получение иностранными предпринимателями до­полни­тельной прибыли;

            - благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравни­тельно дешёвых и доступных факторов производства;

            - бли­зость ёмкого рынка сбыта, особых финансово административных условий для инвесто­ров;

            - наличие локальной, относительно обособленной системы управ­ления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком эконо­мическом спектре;

            - всесторонняя поддержка со стороны центральной государствен­ной власти.



         [1] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

         [2] Международная конвенция по упрощению и гармонизации та­можен­ных процедур (Киото, 18.05.73 г.)

         [3] Разработано автором

[4] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/ Лемешко М.// Деловые люди, 1994 г., № 3.-С. 32-34.

[5] Белозеров И. И., Белозерова С. В. Свободные экономические зоны, как элемент региональной инвестиционной политики/ Белозеров И. И., Белозерова С. В. Сборник научных трудов СевКавГТУ// Серия «Экономика», 2006, №4. С. 21-27

[6] ГАНЗА - торговый союз северо-немецких городов XIV-XVI вв. во главе с Любеком.

        [7] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с.

        [8] Белозеров И. И., Белозерова С. В. Свободные экономические зоны, как элемент региональной инвестиционной политики/ Белозеров И. И., Белозерова С. В. Сборник научных трудов СевКавГТУ// Серия «Экономика», 2006, №4. С. 21-27

        [9] «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности//Н.Г. Дронина. Журнал российского права. 2004. № 6. СПС «Гарант»

[10] Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".

        [11] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

        [12]Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия): Учеб.пособие/ И.Носков.- М: Наука, 2004.-208 с.

        [13] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с.

[14] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/М. Лемешко//Деловые люди.-1999.- № 3.-C.44-46

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.