Быстрый переход к готовым работам
|
Виды СЭЗ и особенности их функционирования
С
течением времени в МЭО прослеживается эволюция организационно-функциональных
форм СЭЗ от простых, связанных с торговлей товарами, к более сложным,
ориентированным на производство продукции массового потребления. Также
разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и
др. В
современных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов пока отсутствует
единое мнение относительно определения и типологии сводных зон. В научной
литературе выделяют около 30 разновидностей СЭЗ.[1] Специфика СЭЗ определяется: · месторасположением, конфигурацией,
размером территории; · наличием и качеством производственных
ресурсов; · особенностями природных,
экономических и других условий СЭЗ; · задачами, которые государство ставило
при ее создании; · функциями, которые оно делегировало
зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; · видом хозяйственной деятельности,
разрешенной государством в СЭЗ; · национальной принадлежностью
территории Структура СЭЗ достаточно
многообразна. Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырем основным
критериям: 1.
степени
интегрированности в национальную экономику; 2.
способу
организации; 3.
характеру
собственности; 4.
характеру
деятельности или функциональному назначению. В зависимости от степени
интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные или замкнутые и
интегрированные в национальную экономику. Анклавные зоны. Анклавные
зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по
принципам, размерам территории и направлениям своей организации. К первому направлению можно отнести
зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые
распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили
широкое распространение в Мексике, где функционируют так называемые
макиладорас — экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По
таким же принципам создаются СЭЗ в Доминиканской Республике, Гаити, Венгрии. Ко второму
направлению относятся небольшие индустриальные
анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до
нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах
Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки. Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города,
представляют собой третье направление. Такой принцип
зонирования характерен прежде всего для Китая, Индии, а также некоторых малых
стран, таких, как Шри-Ланка, Маврикий и др. Таким образом, территориальный
признак лежит в основе различных типологий СЭЗ анклавного типа. Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их
территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой
валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны
обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а
экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма —
административными и экономическими методами, создающими в них особый
экономический климат. Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным
образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.), но
могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не
предполагает установления юридической экстерриториальности зоны. Спецификой предприятий, функционирующих в зонах
анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на
импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В
таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные
корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу
для создания продукции с более низкими издержками производства и за счет этого
более конкурентоспособной. Интегрированные СЭЗ. Для
интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных
экономических связей с внутренней экономикой страны, с ее внутренними
районами. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти
зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности,
качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров. В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы
большей частью не на импорт промежуточных
товаров[2], а на
использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Интегрированные
зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более
свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой
рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Интегрированные зоны лучше всего вписываются в рыночную интернационализированную
экономику. В этих зонах устанавливается унифицированный в пределах страны
экономический и правовой режим. Как правило, первоначально они представляли
собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, и создавались для обеспечения
транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов в этих
зонах диверсифицировалась. Территориальные и функциональные СЭЗ. В зависимости
от способа организации, различают два типа зон: ·
территориальные — зоны с
обособленной территорией, на которой резидентные компании, независимо от вида
деятельности, пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности; ·
функциональные — зоны льготного режима, который
применяется к определенному виду деятельности, независимо от расположения
фирмы на территории страны. Например, точечные зоны, представленные отдельными
предприятиями, — офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны,
предприятия типа макиладорас в Мексике. Государственные, частные и смешанные СЭЗ. По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные,
частные и смешанные. Наиболее распространенной в мировой практике формой собственности СЭЗ
является смешанный тип, при котором присутствует и государственная и частная
собственность. В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как
местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ.
Эта тенденция четко обозначилась не только в промышленно развитых, но и во
многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. В
большинстве свободных экономических зон государству принадлежат только земля и
объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные
компании, иностранные и местные. Следует также отметить, что в последние годы
в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на
себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также и управление
зонами. Таким образом, хотя государственная собственность играет важную роль в
ряде развивающихся стран, а также в Китае, Вьетнаме и некоторых странах с
переходной экономикой в Центральной Европе, тем не менее, основой развития СЭЗ
становится частная собственность, частный капитал.[3] С точки зрения функционального
назначения можно выделить следующие типы свободных экономических зон: торговые,
промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные
(Таблица 2). Таблица № 2 Типы СЭЗ с точки зрения
функционального назначения.
Источник: Особые экономические
зоны/ С.В. Приходько, Н.П. Воловик. - М.: ИЭПП, 2007. -268 с. : ил. ISBN 978-5-93255-229-2. Торговые зоны существуют в форме зон свободной
торговли, свободных таможенных зон, бондовых складов, складских зон, свободных
портов и магазинов беспошлинной торговли. Зоны свободной торговли (ЗСТ), как и свободные таможенные зон
относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII—XVIII вв. Зоны свободной торговли представляют
собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной
таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение
товарооборот и стимулирование внешней торговли. Это достигается тем, что ввозимые в ЗСТ товары,
предназначенные для реэкспорта, освобождаются от уплаты таможенных пошлин,
налога на импорт, квот и других видов финансового контроля. Товарная
продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, однако
таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью
не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Товары иностранного производства, ввезенные на территорию зоны свободной
торговли для потребления и использования в пределах ее границ, считается
импортом и облагается таможенными пошлинами. После ввоза в зону на эти товары
распространяются все принятые в зоне экспортные льготы (налоговые скидки,
налоговые премии, возврат произведенных ранее платежей и др.). Товары, которые
вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве, также облагаются
таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные
товары, произведенные непосредственно в ЗСТ. Однако в большинстве развитых
стран приняты законы, предусматривающего снижение таможенного тарифа на импортные
товары, в которые в определенной степени вложены результаты местного
производства. Основные функции ЗСТ сводятся к ввозу, хранению, сортировке и перевалке
товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается
незначительная доработка иностранных товаров в целях их дальнейшего
реэкспорта. В свободных торговых зонах предусматривается также возможность
демонстрации товаров в выставочных центрах с целью их дальнейшей продажи. При
этом товары могут быть реализованы только оптом. Розничная торговля допускается
лишь для экипажей и пассажиров морских и воздушных судов, а в остальных
случаях запрещается. Эти зоны не требуют значительных инвестиций и быстро
окупают затраченные средства. ЗСТ получили наибольшее распространение в США и
странах Западной Европы. Разновидностью торговых зон являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они
создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.[4] Свободная таможенная зона — это ограниченный участок таможенной территории страны, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Согласно таможенным кодексам различных стран в
свободной таможенной зоне иностранные товары размещаются и используются без
взимания таможенных пошлин и налогов, а национальные товары — на условиях,
применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Такие зоны
часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Они, как
правило, создаются в морских и речных портах, воздушных гаванях и на транспортных
магистралях, а также в отдельных промышленных районах для незначительной
доработки промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных
товаров, а также складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Кроме
того, СТЗ занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских,
речных и воздушных портах. В некоторых странах Западной Европы в свободных
таможенных зонах разрешены отдельные виды производственной деятельности. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести
специальные магазины
беспошлинной торговли (магазины «дьюти фри»), действующие в
международных аэропортах, на морских судах и самолетах. С точки зрения режима
они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь
действует таможенный режим, при котором товары реализуются без взимания таможенной
пошлины и налогов. Продавать товары в этих магазинах разрешается только в
розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу. Отношения с государством в торговых зонах могут ограничиваться выплатой
валютных отчислений и арендных платежей, а с предприятиями вне зоны —
осуществляться на основе внешнеторговых контрактов. Торгово-производственные
зоны или промышленно-производственные относятся к
зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон,
когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но
капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Они, в свою очередь, делятся по признаку преобладающих
рынков сбыта на зоны замещения импорта (ориентация на внутренний рынок страны),
экспортные зоны (ориентация на внешние рынки) и экспортно-импортозамещающие
зоны (смешанная сбытовая ориентация). Торгово-производственные зоны создаются на территориях со специальным
таможенным режимом и пользуются существенными налоговыми и финансовыми
льготами, причем глубина льготного режима заметно варьирует по странам. Как
правило, контроль над ввозимыми готовыми товарами, сырьем и материалами для
нужд действующих в зоне компаний сводится к минимуму и ограничивается наблюдением
за ними. Такой ввоз освобожден от ввозных пошлин и налогов (единственным
исключением является сбор за таможенное освидетельствование). Вывоз товаров, произведенных в торгово-производственных зонах, в третьи
страны представляет для последних обычный импорт, который осуществляется
согласно правилам и нормам, действующим в стране-импортере. Таможенная
процедура, как и уплата ввозных таможенных пошлин, проводится в соответствии с
местным законодательством. Поставка товаров и услуг на территорию страны
базирования СЭЗ реализуется в режиме импорта и подпадает под таможенное
законодательство данного государства. Это означает, что товар, который
вывозится из торгово-производственной зоны, проходит процедуру таможенной
очистки, которая включает уплату предусмотренных таможенным тарифом ввозных
пошлин и сборов. Если в поставляемой продукции часть стоимости приходится на
сырье и материалы отечественного производства, то при расчете величины
таможенного платежа облагаемая стоимость уменьшается на величину стоимости
местных компонентов. Основным видом производственной деятельности в экспортно-производственных
зонах стала сборка электронной техники: телевизоров, радиоприемников, видео и
аудиомагнитофонов, электроприборов, компьютеров, автомобильных узлов, а также
пошив готового платья, производство обуви и т.д. Технико-внедренческие зоны. В современной
мировой экономике основным фактором конкурентоспособности становится не столько
цена товара, сколько его качество, новизна, наукоемкость, интеллектоемкость.
Данная тенденция отразилась и на характере деятельности
экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в технико-внедренческие зоны. Разновидностями
технико-внедренческих зон являются технологические, научные парки,
технополисы, зоны развития новых и высоких технологий. Технико-внедренческие зоны представляют собой территории компактного размещения национальных и/или зарубежных научно-исследовательских центров и производственных фирм, пользующихся единой системой льгот. Технико-внедренческие зоны создаются в целях
стимулирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной
продукции, направляемой как на экспорт, так и на внутренний рынок принимающей
страны.[5] Сервисные зоны. Среди
множества свободных экономических зон появились и такие, которые
специализируются на оказании каких-либо услуг — банковских, аграрных,
информационных, туристических и др. Эти узкоспециализированные зоны,
появившиеся в 1980— 90-е гг., относятся к более позднему, четвертому поколению
СЭЗ. В этой группе
широкое распространение получили туристические зоны. Успешно функционируют зоны, специализирующиеся на
предоставлении информационных
услуг. Особой формой сервисных зон
являются офшорные центры,
где юридические лица (фирмы,
банки), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются
упрощенным режимом регистрации и
налоговыми льготами. В русский язык термин «офшорный» пришел из английского
языка, где «off-shore» буквально означает «вне берега», «в открытом море»,
«изолированный». В офшорных
центрах концентрируется, как правило,
банковский и страховой бизнес через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции недвижимостью, морскими
судами, трастовая (доверительная) и консалтинговая деятельность. Помимо налоговых льгот, представляемых офшорными юрисденциями,
существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы,
льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам,
способам управления и режима конфиденциальности. Важны также льготы,
направленные на преодоление бюрократии и проволочек, которые относятся к
категориям гибкости и либеральности. Все это, вместе взятое,
делает офшорные центры удобным местом для минимизации налогообложения компании
и безопасности хранения капиталов. Поэтому в мире насчитывается около 1,5 млн.
офшорных компаний, основная часть которых сконцентрирована в зонах со льготным
налогообложением в Карибском бассейне, Азиатско-Тихоокеанском регионе и
Западной Европе. К
узкоспециализированным офшорным центрам можно отнести Швейцарию (инвестиционная
и банковская деятельность), Австрию (банковские услуги для физических лиц),
Монако (налоговое планирование для физических лиц), Нидерланды (инвестиционная
деятельность). По способу
предоставления и объему предоставляемых льгот офшорные центры подразделяются
на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу
принадлежат офшорные зоны, которые предоставляют возможность полного
освобождения от налогообложения доходов компаниям, зарегистрированным в данной
стране. Офшорные зоны, применяющие юрисдикцию этого типа, в периодической
литературе нередко называют «налоговыми гаванями», «налоговым раем»,
«налоговыми убежищами», «налоговыми оазисами». Эти юрисдикции в большинстве случаев
исключены из сферы влияния международных соглашений об избежании двойного
налогообложения. Данный тип налоговой юрисдикции применяется в следующих
офшорных зонах: Антилы, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова,
Гибралтар, Каймановы острова, острова Мэн, Науру, Терке и Кайкос и др. К юрисденциям с умеренными
условиями налогообложения относятся офшорные зоны, в которых действуют
соглашения об отмене двойного налогообложения. В этих юрисденциях, как
правило, взимается небольшой налог на прибыль. Достоинства этих зон связаны
также с благоприятной системой налоговых соглашений, условиями работы
официальных представительств и другими льготами, предоставляемыми
зарегистрированным в них компаниям. К странам и территориальным образованиям,
которые используют налоговую юрисдикцию второго типа, относятся: Ирландия,
Швейцария, Люксембург, Австрия, Маврикий, и другие.[6] Постоянными клиентами
офшорных центров являются холдинговые компании, действующие в инвестиционной
сфере, осуществляющие операции с недвижимостью, владению морскими судами,
владению объектами интеллектуальной собственности. Холдинговые компании
создаются с целью контролирования других торговых и производственных компаний
через владение их акциями, финансирования данных компаний и аккумулирования их
процентов, дивидендов и роялти. Выгодность размещения таких компаний в офшорных
зонах состоит в том, что учредители холдинга избегают высокого налогообложения
в своей стране через перевод своих активов в офшорный центр, используя последний
как «перевалочный пункт» для последующего перевода активов в другие страны
(через займы, кредиты и др.). Наибольшее количество подобных холдингов
размещено в Лихтенштейне (около 200 тыс.), Швейцарии (примерно 10 тыс.) и
Люксембурге (около 2 тыс.). В
последние десятилетия одной из важных форм международного офшорного бизнеса
стала банковская деятельность. Офшорные
банки учреждаются в офшорных зонах прежде всего для открытия и ведения счетов
клиентов из стран с высокими ставками налогообложения и жестким валютным
законодательством, а также для ведения финансовых операций на рынке евровалют.
Так, значительное количество офшорных банков зарегистрировано в Люксембурге,
где отсутствуют требования к банковским резервам, в Швейцарии и Лихтенштейне
(отсутствие валютного контроля), Сингапуре, Гонконге, на Каймановых и Багамских
островах, где имеется льготное налогообложение. В мире насчитывается около 6
тыс. офшорных банков, которые обслуживают около половины международного
движения капиталов. В
последнее время мировое сообщество настороженно относится к системам офшорного
бизнеса, что объясняется негативными моментами в их деятельности, в том числе
использованием офшоров криминальными кругами для финансирования международного
терроризма и наркобизнеса. Как правило, для финансирования международного
терроризма и наркоторговли используются средства, полученные преступным путем
и «отмытые» через систему офшорных банков. По оценке ФБР США, каждый десятый
доллар на банковских и инвестиционных счетах офшорных юрисдикции принадлежит
преступным группировкам. В связи с этим международное
сообщество потребовало от офшорных юрисдикции большей гласности, кардинальных
изменений в части неразглашения банковской тайны (в сторону ее ослабления),
расширения сотрудничества с правоохранительными органами государств (особенно
развитых стран), совершенствования регулирования финансовой сферы. Комплексные СЭЗ. Наряду с СЭЗ,
которые направлены на один вид деятельности, получили распространение свободные
экономические зоны многоотраслевого назначения, или комплексные зоны. Отличие
комплексных свободных экономических зон от других типов заключается в больших
пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более
широкой сфере деятельности. Их функции включают развитие
экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования,
коммуникаций, туризма и др. Следуя логике эволюционного развития свободных
зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные
формы деятельности этих территориально-хозяйственных образований. К
комплексным зонам могут быть отнесены предпринимательские зоны, созданные
промышленно развитыми странами в депрессивных районах, специальные
экономические зоны Китая, свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория
«Огненная земля» в Аргентине. В 1990-е гг. комплексные зоны стали создаваться
в Доминиканской Республике, Испании и Республике Корея. В отличие от
большинства других моделей свободных экономических зон комплексные зоны —
редкий феномен в мировой практике, и каждая из них по-своему уникальна.[7] [1] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с [2] Материалы, которые в процессе производства будут получать новую форму и трансформироваться в конечные продукты. [3] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с [4] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с [5] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с [6] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с [7] Зимненко Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. Пособие/Р.И. Зимненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 233 с |
|