У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Необходимость дальнейшего функционирования и перспективы развития ОЭЗ в России

Проект по созданию в Российской Федерации особых экономических зон в прошедшем 2008 году, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, реализовывался достаточно успешно.

Создание ОЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа, но, тем не менее, на данном этапе их развития нельзя точно определить, как эффективно они будут в дальнейшем функционировать в  нашей стране.  Также, создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. ОЭЗ являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств. Деятельность в таких зонах должна благотворно влиять на развитие высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности и сферы услуг, а также на развитие сферы туризма с целью доведения его до международного уровня. 

По словам руководителя РосОЭЗ, особые экономические зоны - это новый инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Наряду с особыми экономическими зонами есть и другие инструменты развития, такие как Инвестиционный фонд, Венчурная компания, государственные корпорации и т.д. Тем не менее, особые экономические зоны - самостоятельный эффективный инструмент экономического развития. Необходимость в создании особых экономических зон существует именно потому, что они, как показала жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития. В будущем, даже через 10, 15, 20 лет, данный инструмент может быть особо востребован на региональном уровне, потому что в настоящее время регионы не только пытаются, но и уже создают такие региональные особые экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, опыт отработки технологии, опыт управления этим процессом во многом будет востребован, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку зональные образования в состоянии помочь депрессивным регионам страны, когда нет иных средств, для того чтобы заставить работать экономику в регионах.

Также необходимостью развития зон служат явные преимущества и выгоды, которые государство и предприниматели получают от их создания. Как говорилось в главе 2, на территориях подобного рода действуют льготные налоговый и таможенный режимы, что, без сомнения, должно способствовать привлечению как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности. Более того, решение о создании ОЭЗ на конкретной территории принимается по результатам конкурса. Соответственно, это должно стимулировать развитие регионов, в частности, способствовать выравниванию уровня их экономического развития[1]

Как я уже говорил, в нашей стране действует 16 ОЭЗ, которые охватывают практически все области бизнеса и жизни: от разработки, производства, дистрибуции конечного товара и вплоть до организации отдыха сотрудников. Это действительно комплексная государственная программа по стимулированию роста во всех областях нашей жизни и промышленности.

Применение механизма особой экономической зоны может оказывать влияние на экономику соседних регионов, а некоторые проекты могут быть наиболее эффективны при охвате более одного субъекта федерации (особенно, для туристско-рекреационных зон). Однако нынешнее законодательство не предусматривает возможности подачи единой заявки от нескольких регионов. Не будь такого ограничения, победивший проект туристстко-рекреационной ОЭЗ Ставропольского края, например, вполне бы мог потянуть вместе с собой Карачаево-Черкесскую и Кабардино-Балкарскую Республики, входящие в регион Кавказские Минеральные Воды.

Функционирование ОЭЗ позволит создать несколько «точек роста» самого современного производства, и тем самым помогут создать конкурентоспособное высокотехнологичное производство, выпускать готовые продукты, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке и в России. Также зоны дают возможность работать в них, что вероятно привлечет отечественных специалистов самой высокой квалификации и тем самым станет одним из барьеров, способных остановить «утечку мозгов» из страны[2].

Создание ОЭЗ является одним из широко используемых как в развитых, так и в развивающихся странах, механизмов диверсификации экономики и регионального развития, что приводит к улучшению инвестиционного и предпринимательского климата; выравниванию условий межстрановой конкуренции. Также за счет создания зон происходит образование «новой экономики», то есть наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок.

Механизм ОЭЗ создает возможности для России возможность эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении. После апробации в рамках ОЭЗ, возможно рассматривать целесообразность распространения на всю страну отдельных элементов этого режима (например, упрощение согласований, лимитирование проверок).

 Также хочу отметить, что позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику России зависит от возможности реализовать следующие преимущества:

   агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;

• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.

Фактор агломерационной экономии[3] обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому, в частности, благоприятствуют наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.

Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены прежде всего возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон.

Таким образом, во-первых, позитивное развитие внутри зон возможно только при наличии «критической массы» компаний, позволяющей реализовать эффект агломерационной экономии. Это не будет достигнуто, если в рамках ОЭЗ будет функционировать лишь ограниченное число предприятий либо большое число компаний, работающих в не связанных отраслях. Во-вторых, гармоничное развитие особых экономических зон в контексте региональной и национальной экономики требует создания стимулов для установления хозяйственных связей между компаниями, функционирующими внутри и вне самих зон. Организация ОЭЗ должна рассматриваться как один из элементов более широкого набора мероприятий, направленного на создание инновационно-ориентированных экономических кластеров.

Анализ мировой практики показывает, что создание СЭЗ – эффективное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом основная цель его применения – придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер помимо прямых льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR особой экономической зоны и т.д. Этот аспект остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным[4].                           Что касается дальнейших перспектив развития зональных образований, то Россия со временем может превратится в одну большую ОЭЗ[5]. Российское правительство в целом одобряет действия МЭРТ и Федерального агентства по ОЭЗ (РосОЭЗ) в этом направлении. Работа по реализации данной идеи в самом разгаре. Ведется активное строительство 16 ОЭЗ, в большинстве которых уже работают резиденты.  ОЭЗ, как подчеркнул президент РФ Дмитрий Медведев, – «это путь инновационного развития России». Такой путь, в условиях нынешней сырьевой модели российской экономики, видится более чем актуальным. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. ОЭЗ не должны быть отдельными инструментами на обособленных территориях. Такой режим должен работать по всей стране. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности России.                                                                                                                                    На сегодняшний день, как уже было упомянуто в главе 3, рассматривается вариант по созданию особых экономических зон полностью за счет частного капитала. Сейчас все расходы на создание инфраструктуры ОЭЗ берет на себя государство - федеральный и региональные бюджеты. И на этих принципах в России уже создается 16 экономических зон. Как считают эксперты их должно быть не менее сотни. Все зоны государство не может взять на собственное обеспечение. Так что будущее - за ОЭЗ полностью "частного типа" - от строительства дорог и объектов до выпуска продукции.  РосОЭЗ представило в МЭР РФ конкретные предложения относительно новых моделей финансирования и управления особыми зонами. Впоследствии федеральное агентство вообще может устраниться от прямого руководства ОЭЗ, а всю власть передаст регионам.                                                                                                                 Бушующий сегодня мировой финансовый кризис не повредит процессу создания ОЭЗ в России. В особые экономические зоны направляются прямые финансовые инвестиции из федерального и региональных бюджетов, и ограничений не предвидится до 2011 года. Временные затруднения, могут возникнуть у девелоперских компаний, которые до сих пор активно интересовались строительными проектами в зонах. Им будет непросто взять кредиты.

По словам руководителя РосОЭЗ А.А. Алпатова, число резидентов особых экономических зон в России к 2025 году увеличится в десять раз и превысит тысячу. На сегодняшний день в создаваемых в РФ 16-ти особых экономических зонах различного типа зарегистрированы 112 компаний-резидентов[6].

Объем инвестиций в особые зоны без учета портовых, по оценке РосОЭЗ, составит к 2025 году 530 миллиардов рублей, а общее количество рабочих мест превысит 126 тысяч. В ТВЗ и ППЗ будет выпускаться продукции на 4 триллиона рублей ежегодно. По словам руководителя РосОЭЗ, в промышленно-производственных зонах планируется запускать по 2-3 новых завода.



[1] Единая Россия [Электронный ресурс]. Особым экономическим зонам - особое внимание. Режим доступа: http://edinros.er.ru/er/text.shtml?24898/101826,  свободный.

[2] Смородинская Н. Как развивают особые экономические зоны России?/ Смородинская Н.//Коммерсант, 2008 г, № 4, С. 14-16

[3] Экономия на издержках в результате размещения предприятий или видов экономической деятельности в непосредственной близости друг от друга.

[4] Смородинская Н. Как развивают особые экономические зоны России?/ Смородинская Н.//Коммерсант, 2008 г, № 4, С. 14-16

[5] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18

 

 

[6] Шаповалов А. [Электронный ресурс]: Особые экономические зоны растут в цене: до 2010 года государство вложит в них около $5,8 млрд., 2009 г. Режим доступа: http:// www.rian.ru, свободный.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.