У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Методические рекомендации по написанию реферата

В системе высшего образования подготовка реферата – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы студентов.

Она нередко вызывает затруднения потому, что не все студенты четко представляют специфику реферата, не владеют методикой его написания. Между тем овладение ею необходимо, так как подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности, прививает умение популярно излагать сложные вопросы.

 Слово «реферат» (от лат. refero – докладываю, сообщаю) имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; с другой,  доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению данного слова.

  Работа студента над рефератом начинается с выбора темы. Очень важно,  чтобы такой выбор был сделан сознательно.  Темы рефератов, предложенные преподавателем на занятиях,  определяются учебной программой. Однако студентом по согласованию с преподавателем может быть избрана и оригинальная тема, связанная с его будущей специальностью, или наиболее актуальная с его точки зрения.

                        Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но прежде, чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план работы с литературой. Преподаватель обычно помогает студентам в подборе литературы. Но, тем не менее, без самостоятельного библиографического поиска серьезная работа над рефератом невозможна. При  подготовке реферата целесообразно использовать три группы источников.

                        Первую группу составляют постановления правительства, решения Верховной Рады и Указы Президента Украины, а также научные работы по данной проблеме отечественных и зарубежных ученых.

                         Ко второй группе источников относятся монографии, сборники, различные справочные издания. В них обычно освещена история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему, приводится фактический материал и т.д.

                          К третьей группе источников можно отнести соответствующие материалы, помещенные в  экономических журналах и периодических изданиях.

                          Итак, литература подобрана. Теперь перед нами задача – изучить ее. При этом нужно помнить, что процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Ведь аналитический обзор литературы – неотъемлемая часть, а иногда и костяк реферата.

                          Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление  о их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат,  тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников.

                          Немаловажное значение имеет оглавление книги. « Оглавление для чтения книги – то же, что план города для ориентирования в нем. Приехав в большой незнакомый город , очень полезно познакомиться с его планом, это знает всякий путешественник. План помогает общей ориентировке в новом месте. Также полезно просматривать оглавление новой книги перед ее чтением. У нас тогда получится общая картина содержания книги, мы можем получить знание о предмете незнакомой нам науки», - писал крупный специалист в области логики  С.И.Поварнин.

 Действительно оглавление книги для нас – источник весьма ценной информации. Например, если книга представляет собой тематическую монографию, то совокупность разделов оглавления дает целостное представление о проблематике интересующей вас темы, о степени важности частных проблем в общей системе исследования. Большую помощь в работе над рефератом оказывают предисловия к монографиям и сборникам. В них можно найти сведения о цели издания , его актуальности и важности , об отличии данного издания от предыдущих книг на аналогичную тему, о существующих пробелах в исследовании. Значит,  опираясь на это можно для себя отметить принципиально новые разделы в данной книге.

  Дискуссионные главы необходимо выделить для обдумывания. Содержащийся в них материал, прежде чем включать его в реферат, требует чтения дополнительной литературы, рецензий, глубокого осмысления. Указания на пробелы в исследовании заставят обратиться к текущей литературе.

Нередко в предисловиях к монографиям и сборникам  содержится систематизированное изложение теоретических положений по тому или иному вопросу, что значительно облегчает работу с первоисточником, а также новейшие сведения, обобщения последних событий, показана связь теоретических положений с современными процессами.

                    Общее знакомство с литературой дает немало полезных сведений. Оно позволяет определить характер работы с каждым источником .

                     Если студент имеет представление об избранной теме, то он может самостоятельно или с помощью преподавателя наметить первоначальный план реферата, который в дальнейшем может измениться. Для недостаточно подготовленных студентов составление плана потребует предварительного, серьезного знакомства с литературой по теме реферата. Полезнее всего изучать  источники под углом зрения заранее намеченной проблематики . Это экономит время, будит собственную мысль читателя, позволяет составлять реферат параллельно  с работой  над литературой. Результаты ее лучше фиксировать на отдельных небольших листках бумаги и вкладывать листы в конверты с надписями, соответствующими пунктам плана реферата.

                    Выписки из книг и статей бывают различными – в зависимости от характера источника, смысла высказывания, возможностей дальнейшего использования этого материала. Это могут быть дословные выписки из текстов источников – цитаты.  Однако цитировать следует только самое необходимое  для подтверждения тех или иных положений, выдвигаемых в реферате.

                   Спорные, с точки зрения студента, положения авторов монографий и статей также полезно записывать на листках дословно. Они цитируются в рефератах  с целью их опровержения.

                    Запись содержания книги или статьи еще не свидетельствует о глубоком усвоении материала. Только когда студент в состоянии пересказать его своими словами, свободно, без утраты главных идей и положений, он может считаться изученным. К такому усвоению необходимо стремиться. Каждый из источников может содержать материал по различным проблемам, обозначенным пунктами плана.

                    В процессе чтения литературы не могут не возникать собственные мысли, соображения, приходить на память примеры из жизни. Их необходимо записывать, так как позже они могут быть забыты.

  Каждый проработанный источник прибавляет что-то новое к имеющимся у вас знаниям, и именно это новое вы должны   стремиться вычленить, усвоить, зафиксировать. Такое  активное чтение, усвоение и обработка источников, а также собственное творчество, не могут не привести к некоторым порой существенным изменениям в плане. Не нужно бояться дополнить его новыми пунктами или отказаться от того или иного пункта, некоторые частные вопросы объединить в более крупные.

                    Закончив просмотр, чтение, обработку и систематизацию материала необходимо обратиться к тому, что накопилось в конвертах. Здесь немало выписок, цитат, конспектов, собственных замечаний, газетных вырезок. Кажется, материала хватит для нескольких рефератов, а написать нужно один, и к тому же небольшой. Следует внимательно изучить  все, что собрано для реферата. Не исключено, что первоначальная группировка материала вас не удовлетворит: разделы окажутся слишком большими,  или даже выходящими за пределы темы. Не нужно этого бояться.  Ведь никогда весь собранный материал не может войти в работу, но большой объем прочитанных источников создает необходимый кругозор, позволяет сознательно очертить грани избранной темы.           

   На этом этапе необходимо окончательно продумать план реферата. План – это логическая основа реферата, от оригинальности ее построения, четкости, правильной соотнесенности частей во многом зависит качество будущей работы.

                    Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений:

1)      хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности – от этапа к этапу);

2)      описательное ( тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление);

3)      аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

Очень важно при составлении плана соблюсти единый принцип его деления, следить за тем, чтобы каждый пункт был соотнесен с главной темой и не содержал ненужного повторения в других пунктах.

                    Важными разделами работы являются введение и заключение. Во введении студент обосновывает актуальность темы, обозначив круг составляющих ее проблем, и четко, лаконично определяет задачу своей работы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных ученых - экономистов  рассматривается изучаемая проблема, сформулировать основную задачу, которая ставится в реферате.

                    В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом.

                    В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования.

                    Реферат должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений, противоречий между отдельными положениями.                 

                    Проделанная работа делает написание реферата сложным и ответственным процессом. Было бы неправильно ограничить свою работу сведением положений, взятых из разных источников в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам, заимствованным из газетных и журнальных статей. В таком случае получится тематический  конспект, а не реферат. Для многих студентов,  не имеющих  серьезных навыков литературной работы, он может стать промежуточным звеном в создании реферата, так как способствует выработке активного творческого мышления, умения выявлять главные проблемы, строить композиционно сложную, завершенную работу, на основе многочисленных источников.

                    В отличие от тематического конспекта реферат требует от студента несравненно большей творческой  активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения  логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать   о ней свое собственное мнение.

                    Изученный материал  в нашем изложении преобразуется, предстает в новой  литературной форме, по-новому группируется, систематизируется.   Кажется, что искусству собственных формулировок, составленных на основе всевозможных выписок, научиться очень сложно. Но оно естественно приходит к человеку, который хорошо усваивает прочитанное, тем самым включает новое в общую сумму своих знаний.

                    Итак, реферат – это самостоятельное произведение студента . Оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.