Быстрый переход к готовым работам
|
Внешний долг и внешние заимствования России
Другой важнейшей
сферой потенциального распространения евро являются финансовые рынки, сфера
внешней задолженности и внешних заимствований. На начало 2005 года
государственный внешний долг России составлял 110,5 млрд. долл. (83,6 млрд.
евро)
Таблица. Структура
государственного внешнего долга* по состоянию на 01 января 2005 года
*-- в соответствии с
6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешним долгом являются
обязательства, возникающие в иностранной валюте; Структура
государственного внешнего долга* по состоянию на 01 апреля 2005 года
*-- в соответствии с
6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешним долгом являются
обязательства, возникающие в иностранной валюте; -- возможны
неточности из-за округления Почти две трети государственного
внешнего долга России составляет долг бывшего СССР, принятый на себя Российской
Федерацией. Причем 60% — это задолженность правительствам иностранных
государств, а 40% — иностранным коммерческим банкам и фирмам. Структура долга не совсем точно отражает
истинную роль западноевропейских кредиторов России. Определенная часть
кредитов, полученных бывшим СССР и Россией от европейских государств, а также
от консорциумов европейских коммерческих банков, была номинирована в долларах
США. Этому способствовало то обстоятельство, что в консорциумы коммерческих
банков — заимодавцев входили кредитные учреждения разных стран. К сожалению,
точных сведений о сумме кредитов, предоставленных бывшему СССР и России
европейскими кредиторами в долларах, не имеется. Предположительно их доля
колеблется в размере от 1/4 до 1/3 всех кредитов, полученных бывшим СССР и
Россией от европейских кредиторов, т.е. составляет приблизительно от 12 до 17
млрд. долларов. С учетом этого доля кредиторов, входящих в "зону
евро", может быть определена в размере 44—47% общего долга, или в
абсолютных цифрах — от 60 до 65 млрд. долларов.
Европейские страны могут выступить с инициативой перевода долга и/или
процентных платежей в евро. Правда, на пути подобных инициатив имеется ряд
препятствий. Хотя нормативные документы ЕС, касающиеся единой европейской
валюты, в принципе не лишают должника права обращаться и требовать от кредитора
пересмотра валюты договора, этими же документами установлен незыблемый принцип
преемственности и неизменности контрактов и договоров. Опираясь на это
положение, любая страна-кредитор на законном основании может воспротивиться
досрочному пересмотру валюты кредитного договора. Вместе с тем экономическая (и
политическая) целесообразность со временем делает кредиторов все более
заинтересованными в переходе на евро. При изменении валюты
государственного долга те же документы ЕС обязывают страну-кредитора в
интересах соблюдения определенной системы в своей политике и исходя из
положений международного права о компетенции государственных органов в области
законодательства о деньгах позволять конвертацию лишь на основе решения
центрального правительства. Подобная процедура может затягиваться на многие
месяцы. Вместе с тем в ряде
случаев досрочный пересмотр валюты кредитного договора может стать возможным и
целесообразным. Так, открытым остается вопрос о процентных платежах по ранее
осуществленным заимствованиям в регионе
евро. Действительно, если полученные Правительством Российской Федерации займы,
например, у Италии и Германии имеют разные процентные ставки (плавающие
процентные ставки — особый случай), а условия выплаты в основном совпадают (что
отражает скоординированную политику предоставления займов или гарантий
кредитов, в том числе в рамках ОЭСР), то возникают сомнения в юридической
оправданности и обоснованности такой ситуации. Правовые акты ЕС по введению
евро, в основном рассчитанные на коммерческий оборот, не дают ответа на вопрос
о судьбе процентных платежей по такого рода государственным заимствованиям. Что касается российского долга
европейским кредиторам, номинированного в долларах, то введение евро само по
себе не создает никаких оснований для его конвертации в новую валюту. Пересмотр
соответствующих кредитных договоров возможен лишь в обычном порядке при наличии
обоюдной заинтересованности сторон. Общая линия
Российской Федерации в отношении замены доллара на евро в наших долговых
обязательствах выстраивается постепенно, с учетом практики международного
использования евро-валюты, в том числе и в операциях по государственным внешним
заимствованиям. Кстати, именно такую осторожную позицию по отношению к евро
занял Китай, который намерен определиться в вопросах использования евро в роли
мировой валюты только на основе многолетнего опыта его функционирования. Переход на единую
европейскую валюту потребовал пересмотра стратегии России относительно новых
заимствований. Можно предположить, что в перспективе объем долларовых кредитов
в наших операциях на мировом рынке ссудных капиталов сократится и
соответственно увеличатся масштабы обращения на объединенный европейский
финансовый рынок в силу подробно рассмотренных выше причин (в частности, более
низких по сравнению с другими регионами процентных ставок). На возможности
использования евро в кредитных операциях повлияет также обычная практика, когда
при выборе валюты займа предпочтительной является позиция кредитора. Кредиторы
из стран Евросоюза совершенно определенно станут теперь настаивать на
преимущественном использовании евро. |
|