У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социально-экономическая природа и мотивы создания стратегических альянсов

Вопрос об определении понятия «стратегический альянс» является дискуссионным. На этот счет существуют разные, порой полярные, точки зрения. Очевидно, что научное сообщество еще не выработало единого подхода к проблеме разделения многих смежных понятий, отсюда и разброс в формулировках.

Стратегический альянс не является ни финансовым синдикатом, ни долговременным консорциумом, ни совместным предприятием. Альянс – сетевая организация, объединяющая независимые компании и управляемая комитетом координаций, места в котором распределяются между членами совета директоров сотрудничающих компаний с тем расчетом, чтобы обеспечивалось равное представительство всех сторон, заинтересованных в благополучном развитии партнерских отношений. Шаткие различия между понятиями «стратегический альянс», «стратегический союз» и «стратегическое партнерство»  настолько непринципиальны, что, несмотря на дискуссионность данной проблематики, для целей исследования эти термины необходимо считать равнозначными. В целом, не считая незначительных расхождений, все исследователи в числе побудительных мотивов создания стратегического альянса  (схема 1) склонны указывать на эффект синергии, возможность снизить самые разнообразные риски, а также модифицировать систему управления активами за счет использования ноу-хау партнера.

 

 

 

 

Схема 1. Мотивы создания стратегического альянса

 

Ясное понимание целей формирования межфирменных союзов способствует нахождению подходящей формулировки для обозначения рассматриваемого феномена. С нашей точки зрения, наиболее адекватным реальному содержанию взаимоотношений между компаниями, вовлеченными в стратегический альянс, является следующее определение: стратегический альянс – это союз независимых компаний, создаваемый для достижения общих целей за счет объединения ресурсов: человеческих, финансовых, информационных, материальных, технологических. С юридической точки зрения альянс – это договор (чаще всего – сеть контрактов), скрепляющий соглашение о сотрудничестве.

Прилагательное «стратегический» указывает на долговременность и значимость реализуемого в рамках альянса проекта. Важно отметить, что, сотрудничая по одним направлениям, компании-партнеры могут жестко конкурировать по другим.

Чтобы полнее раскрыть сущность стратегического альянса как экономического феномена, показать богатство его проявлений, необходимо выявить его существенные характеристики – свойства[1]. 

Стратегические альянсы существенно отличаются от традиционных совместных предприятий. Можно выделить, по крайней мере, пять таких отличий.

1. Стратегические альянсы существенно ближе к корпоративной стратегии, чем традиционные совместные предприятия. В прошлом очень немногие компании создавали совместные предприятия по профилю своего основного бизнеса и, тем более, делали их краеугольным камнем своей стратегии.

2. Традиционные совместные предприятия объединяли ресурсы и разделяли риски, то есть было ясно, что каждый партнер вносит и что получает. Альянсы, наоборот, сталкиваются со значительно большей неопределенностью как по части ресурсов, которые они объединяют, так и по части внешнего окружения.

3. Современные альянсы все больше включают в себя нескольких партнеров, в то время как совместные предприятия обычно состояли только из двух. Это делается несмотря на то, что с увеличением количества партнеров возрастает риск расхождений и образования более мелких групп внутри самого альянса.

4. Альянсы редко создаются для совместного производства простых продуктов. Как правило, они продвигают именно передовые технологии и объединяют новые и быстроразвивающиеся ключевые бизнес-компетенции. То есть их создают, главным образом, для разработки весьма сложных систем и/или нахождения совсем непростых решений, которые требуют ресурсов и усилий многих сильных партнеров.

5. Будучи менее определенными, менее стабильными, альянсы по своей природе существенно более трудны для управления. На первом этапе их создания, как правило, даже не известно, какие ресурсы будут нужны и как конкретно их лучшим образом объединить. В начале не ясно также, как лучше управлять взаимодействием между партнерами. Взаимосвязи партнеров по альянсу являются, в высшей степени, неопределенными, так как сегодняшний партнер завтра может стать конкурентом. Где и как провести границу между сотрудничеством и конкуренцией? Даже простым альянсом, включающим только двух партнеров, невозможно эффективно управлять, не принимая во внимание связи, в которых участвуют партнеры вне альянса. Кроме того, могут возникать непредвиденные взаимодействия и с другими альянсами, в которые входят один или оба партнера.

Стратегический альянс обладает рядом специфических свойств. Положительные свойства: независимость каждой из фирм-партнеров; обратимость принятых стратегических решений; отсутствие проблемы адаптации персонала; создание нового знания; возможность экономить на трансакционных издержках; доверие между партнерами. Нейтральные свойства: договорной характер; легкость проведения слияния (поглощения) компаний, входящих в альянс. Негативные свойства: наличие нескольких руководящих центров; непредсказуемость последствий создания альянса; совмещение сотрудничества и конкуренции компаний, образующих стратегический альянс, приводящее к тому, что интересы и цели партнеров часто противоречат друг другу; нестабильность, хрупкость организационной структуры.



[1] Это слово используется в значении, зафиксированном в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: «Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь» (Источник: Ожегов С.И.,                   Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1996, с. 694).

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.