Кадры торгового предприятия: понятие, классификация и показатели движения
Во всей совокупности ресурсов торговли особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще используют термины «персонал», «кадры», иногда «рабочая сила». Однако следует иметь в виду, что термин «рабочая сила» используется по крайней мере в трех смыслах:
1) это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек (или способность работника к труду);
2) часть трудоспособного населения, занятая или ищущая работу – синоним экономически активного населения (так, в частности, определяет это понятие Госкомстат РФ);
3) работники вообще или работники конкретного предприятия (так часто употребляется это понятие в обиходе).
В отечественной и зарубежной литературе последних лет достаточно популярны термины «персонал» и «кадры», хотя первый носит более ограниченный характер.
От трудовых ресурсов (кадров) предприятия торговли следует отличать понятие «кадровый персонал» – важнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой его максимальные возможности по достижению целей предприятия и выполнению поставленных перед ним задач.
В 1970-е годы в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала». Такое изменение связано с переосмыслением роли и места человека в деятельности предприятия в эпоху научно-технической революции (НТР) и отношением к нему не только как к «одушевленному» фактору производства, но и как к личности с присущими ей интересами, мотивацией, психологией, ценностями, предприимчивостью и др.