ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В международной практике бухгалтерский учёт включает в себя не только ведение счетов, составление финансовой отчетности как для налоговых орга-нов, так и для внутреннего пользования, но и планирование, контроль и анализ бухгалтерских данных. В общем виде бухгалтерский учёт можно определить как систему сбора, обработки и предоставления информации о деятельности предприятия для принятия решения различными группами пользователей.
Бухгалтерская информация. Бухгалтерская информация в состоянии обеспечить нормальное функционирование предприятия, поэтому организации, ориентированные на рыночные взаимоотношения, испытывают в ней потребность.
Можно выделить следующие виды бухгалтерской информации:
1). Оперативная информация. Это определённый объём данных, необхо-димых для жизнедеятельности организации, которые составляют базу опера-тивного учёта. Данные этой информации используются в финансовом и управ-ленческом учёте.
2). Финансовая информация. Она необходима как внешним пользователям, так внутренним.
3). Управленческая информация. Это специально подготовленная учётная информация исключительно для внутренних пользователей. Она применяется при планировании, исполнении и контроле, а также используется, прежде всего, в процессе принятия решений.
4). Количественная информация. Это информация, представленная в циф-ровом виде. Основной объём бухгалтерской информации представлен именно этим видом.
5). Качественная информация (неколичественная). Это любая другая ин-формация (нецифровая), помогающая лучше понять бухгалтерские отчёты.
Выделение финансовой и управленческой информации связано с разделе-нием бухгалтерского учёта на финансовый (financial accounting) учет и управ-ленческий (management accounting) учет.
Финансовый (financial accounting) учет. Информация финансового учёта основана на текущем бухгалтерском учёте и завершается финансовой отчётностью, предназначенной для внешних пользователей, среди которых можно выделить:
собственников предприятия (акционеров);
инвесторов (в том числе и потенциальных);
кредиторов (предприятия-поставщики, банки и т. п.);
государственные учреждения (налоговые инспекции, правоохранитель-ные органы и др.);
широкие слои заинтересованной общественности;
профсоюзы;
покупателей продукции, производимой предприятием;
специальные рыночные структуры (биржи, страховые компании, раз-личные фонды и т. п.).
Потребности вышеперечисленных пользователей информации регламен-тируют частоту составления финансовой отчётности. Основным периодом яв-ляется финансовый год, конец которого может и не совпадать с концом кален-дарного года. Однако, в последнее время всё чаще публикуется квартальная и месячная отчётность, но её содержание менее подробно.
Управленческий (management accounting) учет. Управленческий учёт ведётся отдельно от финансового, но взаимосвязано с ним, завершается внут-ренней отчётностью и является коммерческой тайной предприятия.
Следует отметить, что деление бухгалтерского учёта на финансовый учет и управленческий учет условно. Эти два вида учёта тесно взаимосвязаны, так как информация о деятельности предприятия имеет один источник. Она регистрируется и группируется по-разному, в зависимости от назначения. Например, для целей управленческого учёта информация, которая представляется в финансовой отчётности, может либо детализироваться, либо показываться обобщённым расчётом; а данные финансового учёта либо служат базой для составления управленческих отчётов (бюджетов), либо определяют способ формирования информации в финансовом учёте (система аналитических счетов).