Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного дело-вого общения.
В деловом общении взаимосвязаны личные и общественные интересы. Указанная взаимосвязь отражается в понятии деловой культуры.
Развитая деловая культура включает в себя 2 уровня: 1 - овладение культурой делового общения; 2 – осознание социальных основ деловой культуры. К таким основам относится осознание деловыми людьми социальной ответственности перед обществом, партнерами, потребителями и сотрудниками. Поэтому в деловой культуре цивилизованного общества преобладают такие ценности, как созидательность (эффективность и расширение производства, гибкость, планирование будущего); творческая самостоятельность и независимость; ориентация на соблюдение этического кодекса бизнесмена, основанного на чувстве ответственности, которое распространяется сначала на себя, затем на ближайших людей и, наконец, на общество в целом (Е.Н.Емельянов, С.Е.Поварицына. Психология бизнеса. – М.:АРМАДА, 1998. С.458).
Деловое общение направлено на реализацию принципа единства лич-ностных, профессиональных и общественных интересов. В содержание понятия культура делового общения входят: освоение психологии партерских взаимодействий, соответствующих ей коммуникативных приемов; формирование навыков организационной культуры; развитие культуры мышления и деловой речи.
Уровень культуры делового общения четко проявляется в освоении трех групп правил, способствующих повышению эффективности делового общения. К ним относятся правила коммуникативного этикета, коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи (см. Жуков Ю.М. Указ. соч.).
Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения и представления, способа именования, форму обращения, нормы поведения в целом. Выполняя правила делового этикета, партнер как бы предъявляет свидетельство своей коммуникативной правомочности. Игнорирование этих правил и норм отстраняет человека от участия в общении.
Правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они определяют сам тип общения. Каждый тип общения имеет свой коммуникативный кодекс. Основу кодекса составляет соответствующий принцип поведения субъектов общения. Деловое партнерское взаимодействие регулируется принципом кооперативности: «Твой коммуникативный вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора». Содержание данного принципа раскрывается в следующих правилах:
а) правило необходимости и достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
б) правило качества информации, т.е. истинность высказываний;
в) правило соответствия высказываний теме, стадии обсуждения проблемы;
г) правило стиля, т.е. ясность, определенность высказываний;
д) необходимость учета индивидуальных особенностей партера в интересах дела.
Правила самоподачи. Они создают впечатление у собеседников и являются эффективным средством организации собственного поведения в различных типах и ситуациях общения, способствуют формированию имиджа делового человека (см. работы Д. Карнеги).
Для повышения собственной коммуникативности рекомендуется регу-лярный тренинг (по Юсупову И.М.):
- старайтесь увеличить дозу собственного общения с другими людьми;
- сокращайте время уединения;
- входя в контакт со знакомым человеком, фиксируйте изменения, произошед-шие с ним со времени вашей последней встречи;
- заставьте себя при встрече первым заговорить с неприятным Вам человеком;
- поставьте себе задачу: во время занятия вступать в контакт с несимпатичны-ми вам слушателями;
- заставьте себя выслушать говорящего до конца;
- для разных ситуаций постарайтесь найти педагогически целесообразные формы выражения эмоций;
- максимально увеличьте число своих публичных выступлений;
- стремитесь исправлять имеющиеся недостатки своей коммуникативной дея-тельности.