Игра как объект изучения разных наук
Уже много столетий подряд учеными разных направлений ведутся дискуссии о месте игры в бытии человека. Характерно, что само восприятие жизни и действительности как игры издревле присуще человеческому сознанию. Уже в представлении древних европейцев творение мира интерпретировалось как игра бога Брахмы, а акт творения ассоциировался с игрой (Ригведа, 1989:14). При этом люди сравнивались с «куклами богов», которых боги создали то ли ради забавы, то ли ради серьезной цели, что совершенно исключало самостоятельную игру человека (Платон, 1980:94).
В современной теоретической мысли запада, среди философов, литературове-дов, искусствоведов, театроведов и социологов стало все более распространяться мнение о маскарадном, карнавальном характере общественной жизни и способах ее восприятия, когда политика, экономика, искусство – все трансформировалось во всеобъемлющий «шоу-бизнес». Так, например, Г. Алмер в книге «Прикладная грамматика» утверждает, что в наше время буквально все от политики до поэтики стало театральным. Еще раньше Ги. Дебор назвал современное общество «обществом спектакля». В 1973 г. Р. Барт высказал мнение, что «всякая сильная дискурсивная система есть представление (в театральном смысле – шоу), демонстрация аргументов, приемов защиты и нападения.
И. Кант указывал на игровую природу красоты и эстетического, на игровой ха-рактер познавательных способностей человеческого духа (Кант,1965).
Как игру рассматривал процесс «творения» речи (процесс подготовки, соб-ственно момент внутреннего действия, теоретической работы) М. М. Бахтин. Внутри игры - работы по созданию текста – исследователь выделял несколько этапов: изобретение, которое,собственно, и есть внутренняя интеллектуальная игра; расположение, предварительный суд результатов этой игры, и выражение, так сказать деловой приговор этого суда, сформированный в словах в качестве совещательного результата своей игры – подготовки. При условии умелого проведения этой внутренней речевой работы человек получает возможность в реальной ситуации речевого общения, свободно играя формой этого речевого общения, добиваться максимального совещательного эффекта содержания этого общения. Поступок (а речевая деятельность - это тоже поступок) рассматривается М. М. Бахтиным как творческая игра, в которой правила в той или иной мере преодолеваются (Бахтин, 1986:42).
Указывая, что игра является специфическим фактором всего окружающего мира, Й. Хейзинга писал об элементах игры в правосудии и в политической жизни, в войне и в искусстве, в философии и поэзии, в языке. Посредством языка, считал он, вещи возвышаются до сферы духа. Играя, речетворящий дух то и дело перескакивает из области вещественного в область мысли. Всякое абстрактное выражение есть речевой образ, а всякий речевой образ по Й. Хейзинга есть не что иное как игра слов (Хейзинга, 1997:23). Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия – второй, вымышленный, мир рядом с миром природы, представляющий собой некое игровое поле и на этом основании имеющий много общего с игрой.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ