У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Истоки способности человека к ЯИ

     

      Анализ психологической литературы по проблеме языкового творчества настойчиво склоняет к мысли о том, что истоки творческого отношения к речи за-ложены в детстве, а именно, при овладении языком и развиты в игре. При этом ЯИ сравнивается с усвоением языка ребенком, предполагая ее понимание как процесс постижения правил пользования языком. Релевантным в этой связи оказывается, во-первых, существование у ребенка своего «чувства правила», на основании которого производится нарушение языкового правила (нормы), что способствует появлению в детской речи «лепых нелепиц» и «забавных бессмыслиц», а во-вторых, формирующееся «чувство языка», на котором остановимся подробнее. Психологический механизм «чувства языка» объясняется по-разному. Так, Ф. Кайц связывает его с функционированием памяти и аналоговой деятельностью, С. Ф. Жуйков – с формированием динамического стереотипа. Л. В. Щерба определяет его как неосознанное обобщенное представление о языковых явлениях. Л. И. Божович, решая этот вопрос, говорит о неосознанных языковых обобщениях. В аспекте соотношения сознательного и бессознательного рассматривает его также А. А. Леонтьев. По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Леонтьева, в процессе онтогенеза происходит постепенное развитие уровня овладения ребенком речевой деятельностью: от практического овладения к осознанному отношению. И если на начальном этапе онтогенеза ребенок использует языковые знаки неосознанно, то в дальнейшем происходит вычленение элементов языка, выделение значимых с точки зрения ребенка характеристик, бессознательное их нащупывание, которое еще не является сознательным действием. И, наконец, в последнюю очередь осуществляется осознание языковых явлений, т.е. постепенно происходит повышение уровня лингвистической компетенции ребенка от бессознательного к осознанному использованию языковых знаков. Детское словотворчество проявляется в создании новых слов; изменении зву-ковой структуры существующих, но непонятных для ребенка слов, для выдвижения наиболее существенного с его точки зрения качества того или иного предмета, который обозначен этим словом; в создании перевертышей и коротких стишков, которые дети сочиняют в процессе игры или во время бега, выкрикивая по много раз.

      Поскольку ребенок «творит» во время игры, К.Чуковский предлагает рассмат-ривать детские ЯИ как признак «избытка играющих сил» (Чуковский, 1939:168), с чем нельзя не согласиться. Заметим, что ребенок не ощущает аномальности и комизма своей ЯИ из-за не-знания нормы и недостаточности речевого опыта. Вхождение в язык открывает пе-ред ребенком парадоксы, не замечаемые при автоматизированном употреблении языковых единиц. И те ошибки, которые они делают и «которые нарушают устояв-шуюся, взрослую точку зрения на вещи, помогают нам увидеть эти вещи в новом свете, воскресить живое восприятие слов, умершее в процессе многовековой линг-вистической практики» (Почепцов, 1985:127).

      Существует мнение, что формирование операционных навыков человека про-исходит с использованием метода проб и ошибок, а правила комбинаторики и се-лекциии языковых единиц осознаются на фоне отступлений от правил быстрее, нежели при нормативном использовании языковых единиц. Таким образом, наме-ренное использование отступлений от нормы в игровых ситуациях способствует, вероятно, более быстрому усвоению правил.

      Вся работа доступна по ССЫЛКЕ

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.