Кодекс этики, применяемый к публично практикующим профессиональным бухгалтерам
Для оказания услуг профессиональных бухгалтеров своим клиентам (включая индивидуальных предпринимателей) создаются профессиональные коммерческие организации. Для этих организаций действуют специальные правила, которые они должны постоянно соблюдать в своей деятельности.
Правила для профессиональных организаций. К правилам для профессиональных организаций относятся:
1) Независимость. Профессиональный бухгалтер должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, несовместимой с принципами честности и объективности. Обстоятельствами, которые могут вызвать сомнения в независимости профессионального бухгалтера, обычно являются: финансовая взаимосвязь с клиентами и их делами; работа профессионального бухгалтера на руководящей должности в организации клиента; личные и семейные отношения; действительное или возможное судебное разбирательство между профессиональным бухгалтером и его клиентом; имущественная или финансовая зависимость профессионального бухгалтера от клиента (например, совместное участие в инвестициях в другие организации).
2) Профессиональная компетенция. Профессиональному бухгалтеру, занимающему руководящую должность, следует с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение по определенным вопросам, даже когда это суждение отличается от его собственного; обеспечивать условия для повышения профессионального уровня подчиненных ему сотрудников; формировать в коллективе отношения взаимного уважения и взаимопомощи; передавать сотрудникам личный опыт и знания.
3) Гонорар и комиссионное вознаграждение. Профессиональному бухгалтеру оплата его услуг должна осуществляться в соответствии с качеством и объемом предоставленных услуг. Она может зависеть от степени ответственности профессионального бухгалтера, его квалификации, сложности оказываемых им услуг и его опыта. Профессиональный бухгалтер должен заранее обговорить с клиентом и письменно закрепить порядок и условия платы за свои услуги, но не обязан заранее объявлять о расценках за услуги.
4) Деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой. Профессиональный бухгалтер должен понимать, что параллельное занятие деятельностью, не совместимой с публичной бухгалтерской практикой, может компрометировать как его самого, так и сообщество профессиональных бухгалтеров. В этих случаях он должен воздержаться от такой деятельности.
5) Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами. Профессиональные бухгалтеры со своими коллегами по профессии должны быть доброжелательными, между ними не должно возникать необоснованной критики и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии. Отношения с другими профессиональными бухгалтерами, привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.
6) Реклама и предложение услуг. Публичная информация о профессиональных организациях и реклама их профессиональных услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специфических изданиях профессиональных бухгалтеров, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях профессиональных бухгалтеров, руководителей, собственников и других сотрудников профессиональных организаций. Реклама и иные способы продвижения профессиональных услуг должны быть направлены на информирование потенциальных клиентов объективным образом. Но в рекламе не допускается вводить в заблуждение и приводить к возникновению ошибочных ожиданий клиентов в отношении возможных результатов профессиональных услуг; указывать на непременную возможность повлиять на решения судебных, государственных или иных официальных органов; представлять само восхваляющие утверждения, не основанные на легко проверяемых фактах; делать в свою пользу необоснованные сравнения с другими профессиональными организациями; приводить рекомендательные заявления других клиентов и т.д.