Контроль качества аудиторской работы
Согласно Международному стандарту аудита 220 «Контроль качества аудиторской работы» политика и процедуры контроля качества должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с Международными стандартами аудита, национальными стандартами или аудиторской практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от: размера фирмы; ее расположения, организационной структуры; соотношения затрат и результатов и других факторов.
Контроль качества в аудиторской фирме. Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее:
1) Профессиональные требования. Профессиональные требования определены «Кодексом этики профессиональных бухгалтеров» и включают такие понятия, как независимость и честность аудиторов, их объективность при проведении проверки, конфиденциальность проверяемой информации, нормы профессионального поведения.
2) Навыки и компетентность. Сотрудники аудиторской фирмы должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять свои обязанности с надлежащей добросовестностью.
3) Поручение заданий. Работа должна быть поручена сотрудникам с соответствующей квалификацией.
4) Делегирование полномочий. Осуществление надзора и проверки работы аудиторов на всех уровнях с целью обеспечения уверенности о соответствии выполненной работы стандартам качества.
5) Консультирование. Проведение необходимых консультаций с компетентными специалистами.
6) Принятие и сохранение клиентов. Оценка потенциальных клиентов и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.
7) Мониторинг. Определение эффективности политики и процедур контроля качества.
Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено в том, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике.
Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, должны анализировать компетентность своих ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточно хорошем профессиональном уровне. При этом руководство работой ассистентов предусматривает информирование их о следующих вопросах: обязанностях ассистентов; целях выполняемых ими процедур; характере бизнеса клиента; возможных проблемах в области учета и аудита. До ассистентов аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы затрат времени, общего плана и программы аудита. Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен: контролировать ход аудита; оценивать значимость возникающих в ходе аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости используя консультации.
Контроль качества отдельных проверок. В отношении отдельных аудиторских проверок аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества, которые являются надлежащими применительно к данной проверке.