Экспериментальное исследование эмоциональной нагрузки слова
Для исследования эмоциональной нагрузки слова было предпринято психолингвистическое исследование [Мягкова 1990], которое осуществлялось на основе психолингвистической концепции слова как единицы индивидуального лексикона (см.: [Залевская 1990а]. Напомним, что термином эмоциональная нагрузка слова [Рейковский 1979] были обозначены различные проявления отношения субъекта к тому, что называет воспринимаемое или используемое им слово. В рамках этого исследования была проведена серия экспериментов, в которых испытуемых просили оценить ряд слов русского языка по целому ряду шкал с целью выяснения наличия у этих слов эмоциональной нагрузки и выявления ее специфики; экспериментальные данные обрабатывались с применением метода факторного анализа.
Основной методикой исследования явилась модифицированная версия метода семантического дифференциала. Результаты подтвердили гипотезу о том, что эмоциональная нагрузка является неотъемлемым компонентом психологической структуры значения слова, и неправомерно рассматривать ее как компонент факультативный. Поскольку носители языка, как правило, не дифференцируют своего отношения к слову и называемому этим словом объекту, а любое воспринимаемое или используемое индивидом слово включается в контекст предшествующего (языкового и неязыкового) опыта человека, которому свойственно реагировать на мир эмоционально [Залевская 1990а], целесообразно рассматривать любое слово языка в качестве носителя эмоциональной нагрузки.
Прежде чем обсуждать результаты этого исследования, необходимо сказать несколько слов о том, каким образом отбирался материал, предъявлявшийся в каждой серии эксперимента, а также как и почему использовались экспериментальные методики.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ