К вопросу о природе и специфике эмоциональных явлений
Для выяснения вопроса о том, как представлены эмоции в структуре значения слова как единицы индивидуального лексикона, необходимо, прежде всего, определить, что, собственно, мы собираемся исследовать. С этой целью придется еще раз обратиться к психологическим исследованиям эмоций, но сделать акцент на других аспектах проблемы. Прежде всего, следует согласиться с тем, что, говоря об эмоциях, мы имеем в виду исключительно сложный феномен, не поддающийся непосредственному наблюдению. Отличительной чертой всех явлений, связанных с аффективной стороной психики человека, является то, что задействованные в ней процессы осуществляются на разных уровнях осознания [Хомская, Батова 1998]. Кроме того, и именно в силу этого, очень трудно в каждом конкретном случае разделить, например, аффективную и когнитивную стороны деятельности, поскольку “сами эмоции человека представляют единство эмоционального и интеллектуального, так же, как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального" [Рубинштейн 1989б: 141]. Говоря об эмоциональных характеристиках слова как единицы лексикона, следует иметь в виду, что, функционируя в качестве средства доступа к единому информационному тезаурусу человека [Залевская 1990а] слово включается в разнообразные психические процессы, в которых эмоциональное и интеллектуальное представляют неразделимое целое.
Для того, чтобы представить, что составляет основу эмоциональности слова, полезно обратиться к тем психологическим теориям, в которых эмоции и другие психические процессы исследуются в их единстве и взаимообусловленности. В частности, особый интерес представляет понятие переживания, которое обсуждается в теории деятельности, разрабатываемой в отечественной психологии.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ