Удивление в религиозном дискурсе
Перспективность исследования ЭК как этноспецифичного ментального образования в религиозном сознании объясняется неразрывной связью языка и религии, определяющих культурно-психологическое своеобразие этноса в ас-пекте его отношения к высшим жизненным ценностям, сосредоточенным в вере в Бога и выраженным в вербальной форме (Мечковская 1998: 4–5, 37). В повсе-дневной жизни людей религия выступает как целостная система духовных за-конов и социальных установок, вариации которых во многом предопределяют своеобразие как отдельных народов, так и крупных цивилизаций (Сухарев–Сухарев 2000: 32).
Религиозное сознание репрезентируется в так называемом религиозном дискурсе, представляющем собой разновидность жестко фиксированного ин-ституционального дискурса (Карасик 1999: 5–6), организованного вокруг клю-чевого концепта – веры как доверительного союза человека с Богом (Степанов 1999: 270).
К сфере функционирования религиозного (или фидеистического) дискурса относятся тексты соответствующей тематики, направленные в зависимости от речевого жанра либо на приобщение речевого партнёра к вере (Евангилие, Пророчества, проповеди и т. п.), либо на снискание Божьей милости (молитва, псалмы), для которых характерны магические речевые функции на фоне общей прескриптивной, деонтической ориентации (Мечковская 1998: 45–46; Воркачев 2002: 104–105).
Изучение удивления в религиозном сознании позволяет установить ха-рактер его связи с ключевым концептом – верой в Бога, а также специфику от-ношения религиозного субъекта к данной эмоции, просматриваемого через призму соблюдения Божьих заповедей.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ