У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура и функции культурной парадигмы

     

      Культура существует в двух измерениях; она определяется не только идеями, ценностями, идеалами, абсолютами, принципами, но и теми своими смыслами, которые заключены в человеческой повседневности - в массе подробностей и мелочей быта, обихода, образа жизни, образующей устойчивую типологическую определённость, своеобразие облика культуры как таковой. Ценности быта и ценности бытия - вот два измерения культуры. Попытки выяснить место в культуре мира овеществлённых идей, желаний, ожиданий, идеалов людей и привлечь внимание к проблеме культурных смыслов мира повседневности не раз предпринимались в истории человеческой мысли. Это работы Ф. Броделя ("Структуры повседневности"), Ж. Бодрийяра ("Система вещей"), в отечественной литературе по теории культуры - труды Г. С. Кнабе ("Диалектика повседневности (предметный мир культуры)", "Вещь как феномен культуры", "Язык бытовых вещей" и др.), М. Эпштейна ("Реалогия - наука о вещах"). Под "структурами повседневности" понимают те способы, выработанные культурой, которые структурируют, оформляют, формируют повседневную жизнь человека, выявляя заключённые в ней культурные смыслы, концентрируя и воплощая духовно-ценностное начало. Выделяют три уровня структур повседневности: архитектонические формы (архитектура, ландшафт, интерьер), нормы внешнего поведения и общения (мода, этикет, ритуалы, обычаи), мир материальных предметов (орудия труда, вещи, предметы обихода). Все они способны удовлетворять духовные потребности людей и являются воплощением культурных смыслов, феноменами культуры.

      Г. С. Кнабе справедливо утверждает, что "общественная жизнь и бытовая повседневность образуют две нераздельных стороны единого целого. Общественная жизнь связана с бытом, потому что воплощена в людях, и лишь в деятельности людей осуществляются коренные её процессы... Люди же эти живут в домах, окружены своими, их продолжающими и их выражающими вещами, пользуются так, а не иначе устроенными орудиями труда, руководствуются привычками и нормами". Ю. М. Лотман также утверждал, что "все окружающие нас вещи включены не только в практику вообще, но и в общественную практику, становятся как бы сгустками отношений между людьми и в этой своей функции способны приобретать символический характер" и что "быт в его символическом ключе" есть достаточно важная часть культуры. Вещи характеризуют общество и людей. "Благодаря заложенному в вещах образному содержанию, они могут рассказывать на своём языке... о внутреннем мире и эмоционально-психическом складе личности, о всей той сфере, где история становится переживанием и где формируются ранние импульсы общественного поведения... Этот мир и этот склад меняются во времени, вместе с ним меняются и образы вещей, что не может не сказываться на их языке, не делать его специфичным для каждой эпохи". Если рассматривать культуру как язык, то вещи, окружающие человека в быту, всегда имеют знаковый смысл. Причём вещи не только создают дискурс, но и сами являются в некотором смысле дискурсом. Образ бытовой вещи выступает как "концентрированная метафора конкретного социального миропорядка".

      Вся работа доступна по ССЫЛКЕ

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.