У.Джемс - основоположник нового "учения о религии"
Один из первых исследователей, пытавшихся дать профессиональную оценку работе У.Джемса "Многообразие религиозного опыта" Эмиль Бутру в своей статье "Вильям Джемс и религиозный опыт"* писал об "особенном характере произведений Уильяма Джемса, при котором человек заставляет забывать об авторе"1.
Основываясь на целостном взгляде на человеческую природу, У.Джемс, действительно, руководствовался трудно исполнимой задачей, которую, как он считал, должна ставить философия его времени, а именно, задачу перехода от безликости науки к ее персонификации.
В главе "Отношение философии к религии" книги "Многообразие религиозного опыта" У.Джемс выступил как защитник не только чувственной природы человека перед его разумной природой, но и как провозвестник "зарождения новой отрасли знания: науки о религиях"2, нового понимания связанности чувства и интеллекта.
С точки зрения самого У.Джемса важной является его мысль о том, что "расхождение между наукой и религией не так бесповоротно, как может казаться на первый взгляд"3. Причина же связанности науки и религии в сохранении в человеке как некоей константы "олицетворения
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ