Государственное регулирование форм собственности в сфере поиска, разведки и добычи нефти
Выделение отдельных форм собственности имеет чисто прикладной характер, цель его — определение полномочий субъ¬ектов рассматриваемых отношений в сфере владения, пользования и распоряжения соответствующими объектами. Как считал В.П. Шкредов, "действительное право собственности по своему объективному со¬держанию и форме выражения не зависит от государства и законода¬тельства. Государственное регулирование посредством законов прида¬ет этому праву лишь общественно признанную, официально дозволяемую и защищаемую государственную форму. Право собственности приобретает тем самым вид, в котором оно существует эмпири¬чески и непосредственно доступно наблюдению. Е.А. Суханов от¬мечал, что в нашем законодательстве для обозначения правового ре¬жима земли и других природных ресурсов используется категория всенародного. В наших условиях общенародная (общественная) собст¬венность как сложная система экономических отношений принадлеж¬ности (присвоенности) материальных благ обществу (народу) в целом проявляется в опосредованной, непрямой форме государственного присвоения (государственной собственности), а также в форме прямо¬го, непосредственного достояния (достояния народов).
Не вдаваясь в теоретические исследования понятия "формы соб-ственности", ограничимся замечанием, что следует согласиться с авто¬рами, относящими понятие "формы собственности" к экономическим категориям и считающими, что нормы права собственности регули¬руют не все вообще отношения собственности, а лишь некоторую их часть, связанную с принадлежностью имущества определенным ли¬цам. Иначе говоря, правовым регулированием охватываются отно¬шения между субъектами по поводу того или иного имущества, а в рас¬сматриваемом нами случае — отношения между субъектами в сфере поиска, разведки и добычи нефти по поводу рассмотренных объ¬ектов (участков недр, нефти, геологической информации, нефтя¬ных скважин, кустовых площадок).
Законодательство советского периода исходило из признания единственной формы собственности на недра и их ресурсы — государ-ственной. С изменением экономических отношений изменилась и доктрина исключительной государственной собственности на недра и их ресурсы.
Ю.А. Тихомиров, говоря об общей концепции развития россий¬ского законодательства, подчеркивает, что "законодательство о собст¬венности, прежде всего на землю, требует совершенствования разно¬образных юридических режимов деятельности граждан и их объеди¬нений".
О.М. Теплов и Б.Д. Клюкин в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации и ст. 2 закона "О недрах" выделяют такие фор¬мы собственности на недра, как частная, муниципальная и иные.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ