Морское страхование - первый и наиболее древний вид страхования. Можно считать, что оно в зачаточном виде существовало уже в период Левантийской империи (900-700 лет до н.э.), а к XIII в. сложилось как более или менее развитый институт.
Раннее возникновение морского страхования объясняется прежде всего тем, что торговля издавна связана с мореплаванием, более всего подверженным воздействию стихии, в то время как морские суда и перевозимые на них грузы отличаются обычно большой ценностью и , следовательно, их гибель или повреждение причиняют владельцам крупные убытки.
Все это вынуждало владельцев грузов и судов искать пути и средства компенсации возможных потерь. Значительное распространение морское страхование получило в середине XIV в. в городах Северной и Центральной Италии, бывших в то время основными центрами морской торговли (Флоренция, Генуя). Именно в Генуе был, в частности, выдан первый дошедший до нас полис морского страхования, датированный 1347 г.
В начальный период развития морского страхования было характерно, что один и тот же полис покрывал как грузы, так и судно, на котором они перевозились.
Купец чаще всего был собственником груза, и судна, а потому понятие “грузовладелец” и “судовладелец” совпадали.
С прогрессом морской торговли и судоходства грузы чаще всего стали перевозиться на судах, принадлежащих другим лицам. Это привело к обособлению интересов в сохранности судов и грузов, а соответственно и к размежеванию морского страхования на две сферы:
страхование судов (каско) и страхование грузов (карго), оформляемых различными полисами.
По мере перемещения центра морской торговли из районов Средиземного моря в европейские страны, расположенные на побережье Северного моря, морское страхование распространилось на Францию, Англию, Германию и другие государства.
Во Франции была предпринята первая попытка кодифицировать нормы о морском страховании, основные условия которого получили свое отражение в Морском Ордонансе (Ordonance de lamarine) 1681г. Нормы Морского Ордонанса выдержали длительную проверку временем и были в значительной мере повторены в посвященных морскому страхованию статьях Французского торгового кодекса 1807г., утратившим силу лишь с изданием закона от 3 июля 1967г.