Роль и место чтения в обучении иностранным языкам. Чтение как средство обучения
Чтение является и целью, и средством обучения ино¬странному языку. В учебном процессе следует четко раз¬личать эти его две функции, так как она определяют мето¬дическую организацию всей работы.
Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме¬нием читать на иностранном языке является одной из прак¬тических целей изучения этого предмета в средней школе.
Выпускники школы смогут пользоваться приобретенным умением практически, если их чтение будет зрелым. Сте¬пень совершенства зрелости может, однако, быть различ¬ной, и перед школой стоит задача обеспечить так называе¬мый минимальный ее уровень (минимальный уровень ком¬муникативной компетентности). Его достижение обязатель¬но, так как только в этом случае создаются объективные предпосылки для чтения по собственной инициативе.
Ограничение задач минимальным уровнем зрелости проявляется в требованиях как к самому умению читать, так и к объему языкового материала, которым необходи¬мо для этого овладеть. Решающим является крите¬рий достаточности: уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности.
Минимальный уровень зрелости связан прежде всего с ограничением количества видов чтения, которыми овладе¬вают учащиеся. При их определении исходят из практи¬ческих потребностей, тех задач, которые чаще всего воз¬никают при обращении к книге на иностранном языке (си¬туаций чтения) .