НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В 1996 бюджетном году были сделаны первые шаги по переходу к новому этапу реформы взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. Основные его элементы – внедрение в бюджетный процесс среднесрочной программы корректировки разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы с учетом требований стабилизационной программы, распространение нормативно-расчетных методов регулирования на основную часть финансовых межбюджетных потоков (в том числе на взаимные расчеты между бюджетами), ужесточение критериев предоставления финансовой поддержки регионам, использование в качестве ее основной формы целевых субвенций, учет проводимой региональными властями налоговой и бюджетной политики при распределении федеральной помощи /49, 85/.
При этом ставилась задача показать, что территории выигрывают от сокращения экономически и социально неоправданных дотаций и что лучший способ использования этого выигрыша в общих интересах – передача определенной его части в федеральный бюджет.
Сокращение бюджетных расходов, на каком бы уровне оно ни происходило, – весьма болезненный процесс. До сих пор основная его тяжесть падала на федеральное правительство, что и стало одной из причин неудач предыдущих попыток финансовой стабилизации.
Без подключения субъектов федерации к программе сокращения бюджетного дефицита и к совершенствованию соответствующей реорганизации межбюджетных отношений, а также без учета их замечаний и предложений сколь либо устойчивая финансовая стабилизация недостижима.
Но главное условие для совершенствования межбюджетных отношений – это повышение уровня собственных доходов, где имеется для этого достаточный налоговый потенциал и соответственно сужение сферы межбюджетных отношений, а также дотационности территорий. Такой подход позволит сосредоточиться на тех территориях, где отсутствует необходимый налоговый потенциал, по объективным причинам. Это в интересах не только территориальных бюджетов, но и федерального, так как направлен на повышение уровня самообеспечения и ответственности каждой территории по реализации минимальных государственных социальных стандартов и социально-экономического развития.