Аналитические процедуры в аудите расчетов с покупателями и заказчиками
Аналитические процедуры являются важной составляющей процесса аудита. Они вошли в практику аудита после перехода от подтверждающего или, как его называл Р. Монтгомери «счетоводческого», аудита к системно-ориентированному [20]. Современное толкование характера, целей и условий применения аналитических процедур описано в Международном стандарте аудита (далее – МСА) 520 «Аналитические процедуры». Аналитические процедуры истолкованы в МСА 520 как оценка финансовой информации путем изучения правдоподобных взаимосвязей между финансовыми и нефинансовыми данными, включая исследования идентифицированных отклонений и противоречивых взаимосвязей [32].
Аналитическая проверка должна позволить аудитору понять особенности деятельности клиента, выявить области потенциального риска, существенные изменения и несвойственные данные, способствовать выбору необходимых аналитических процедур по сути, определить масштаб их проведения, степень детализации и др.
В основе применения аналитических процедур лежат причинно-следственные связи между показателями, которые приводят к тому, что зависимости между данными могут определяться с достаточной точностью и существовать независимо от специфических хозяйственных операций, изменений в бухгалтерском учете, ошибок, отклонений и несоответствий.
В аналитических процедурах на этапе планирования используются данные агрегированные на высоком уровне, поэтому их результаты обеспечивают лишь общее начальное представление о возможном наличии существенных искажений и, как правило, в отношении таких качественных характеристик информации как полнота и точность. Предварительно перед проведением анализа относительных показателей необходимо выполнить перекрестную проверку корреспондирующих показателей отчетности. Основной целью такой аналитической процедуры является проверка собственно корректности представления информации в отчетности. Параллельно могут быть выявлены проблемные участки учета, нетипичные операции, критические периоды.