Подходы к формированию и обеспечению качества на основе национальных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2008
В последние годы качество становится основным стимулом деятельности каждого человека, предприятия и общества в целом и охватывает все стороны жизни людей. По мнению большинства современных ученых, специалистов, руководителей различных уровней управления, человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества». Александр Субетто, известный исследователь проблем качества, отмечает: «качество - это символ не только управления изменениями в лучшую сторону во всех сферах жизни, но и символ изменений бытийного плана, символ смены Качества Бытия человечества на перевале Истории, символ смены Качества человеческой Истории». Такие оценка и прогнозирование влияния качества на развитие общества и цивилизации позволяют говорить о том, что XXI век станет веком качества во всех его проявлениях: от качества продукции, труда, процессов до качества жизни.
Качество - это сложная и многогранная категория. По мнению ученых, качество представляет собой ту фундаментальную категорию, которая отражает систему отношений, обеспечивающую устойчивое, непрерывное развитие цивилизации.
Существуют разнообразные подходы к толкованию понятия «качество». Некоторые исследователи проблем качества считают, что «многообразие понятий качества вызвано многообразием явлений и взаимосвязей, обуславливающих процессы бытия людей, формирования потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретной ситуации, применительно к которым его используют» .
Так, Г. Тагути под качеством понимает «потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена, но не включающие потери, причинами которых являются внутренне присущие самой продукции функции возможности» . Следовательно, минимизируя общественные потери, что является главной целью с точки зрения Г. Тагути, можно получить максимальное качество.
По мнению Д. Джурана, слово «качество» имеет много значений. Однако с точки зрения стандартизации он предлагает короткое определение термина: «пригодность к применению». По убеждению Э. Деминга, «качество может быть определено только в терминах конкретного лица» . Можно согласиться с мнением Р. Хойера, сделавшим вывод о том, что определение Деминга по многим признакам относится к теориям, ориентированным на удовлетворение нужд потребителей. Выявить взаимосвязь качества с удовлетворенностью потребителя с учетом его платежеспособности можно основываясь на высказывании Деминга о том, что «...трудность в определении качества заключается в переводе свойств, необходимых пользователю, в измеряемые характеристики, чтобы продукция могла быть спроектирована и представлена потребителю за такую цену, которую он мог бы заплатить» . Оно определяет связь качества с удовлетворенностью потребителя с учетом его платежеспособности.
Вся работа доступна по Ссылке