У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Из истории педагогической риторики

     

      Дидактическая риторика - это наука с многовековыми традициями. Существовавшая и достигшая высот уже в Древней Греции и Риме, она на протяжении веков была составной частью образования и воспитания.

      Представляется, что исследование в области педагогической риторики следует начать с рассмотрения вопроса о статусе риторики вообще, чтобы опре-делить её место, роль, функции в педагогической и коммуникативной подготовке учителя-словесника в стенах педагогического вуза.

      В середине прошлого века К.П.Зеленецкий отмечал, что «... многие взирают на Риторику с каким-то подозрением. Причина этому, конечно, за-ключается в том, что в строгости эта наука не была определена ни в своём наукообразном содержании и составе, ни в отношениях своих к наукам с нею смежным» (121, 5).

      Проблема статуса риторики в науке относится к числу нерешённых и по сей день, так как существовали различные точки зрения на предмет риторики: от полного отрицания самостоятельной значимости риторики как средства познавательной деятельности и убеждения, оставляя за ней роль 29 «литературизации», совершенства формы, композиции и языка (Декарт, Спи¬ноза) до чрезмерной апологии её методов, приёмов и результатов (Платон, Аристотель, Демосфен). Понятие «риторика» - как слово широкого, обобщающе-абстрактного значения - постоянно претерпевало изменения смысла, определяемые как внут-ренними семантическими процессами, так и изменениями ценностных ус-тановок социума. Оно прошло несколько этапов семантического пере-разложения. Историю риторики называют самым неизученным из разделов дисциплин гуманитарного цикла. Только об одном из этапов развития античной риторики - эллинистическом - А.Ф.Лосев пишет: «Необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознано - до того вся эта риторика разнообразна, изощрена, глубока» (217, П).

      Создатели риторики, античные мыслители, выделив в ней «науку убеждать», достигая коммуникации мудростью и мастерством слова («Риторика - это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»), в то же время видели в ней искусство («Риторика - это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия» (10,287).

      Уже в этих определениях отразился разный подход к пониманию содержания понятия «риторика»: с одной стороны, это наука о красноречии в единстве содержания (мысли) и слова (Цицерон), с другой - это услаждение слуха, т. е. наука о технике отбора языковых средств, доставляющих удовольствие от речи говорящего (Квинтилиан), с третьей - это искусство убеждать, творчество, которое не каждому дано (Аристотель). Вся дальнейшая история риторики в Европе может быть рассмотрена с двух сторон: с одной -воздействие на людей средствами речевого мастерства в единстве содержания и формы, с другой - совершенство формы, украшение речи в эстетических целях.

      Эпоха христианства отвергала античную культуру как языческую, породив новую отрасль риторики - гомилетику, теоретические, моральные и социальные основы которой взяты из главы X Евангелия от Матфея: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано 30 будет вам, что сказать...» (251, 11). Новым подъёмом внимания к риторике знаменовалась эпоха Возрождения. Важнейший аспект риторики этого периода ~ академическое красноречие. Сама риторика стала непременной научной дисциплиной, изучавшейся во всех университетах: человек проявляет себя в слове, и такому самопроявлению учили средневековые учёные. Особое внимание уделялось композиционной я языковой сторонам. Если в античном мире риторика была своеобразной философией, то в средневековье это уже способ оформления знаний об окружающем мире: человек познаёт не столько сущность вещей, сколько сущность слова: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений» (Р.Декарт).

      С XYI века ведущее место в развитии европейской риторической культуры принадлежит Франции (Фенелон, Вольтер, Дидро, Толлендаль), когда в центре риторического образования находится тщательная работа над формой речи, издаются руководства по овладению стилем, словари риторических фигур.

      Рассматривая развитие риторической науки в России, мы придерживаемся периодизации Л.К.Граудиной и Г.И.Миськевича (87), выделяя следующие этапы: доломоносовский, ломоносовский, послеломоносовский и неориторику.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.