Сущность и структура понятия «профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря»
Современные тенденции в системе отдыха и оздоровления детей, характеризуются необходимостью разработки новых подходов к процессу подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей. Так как переход российского общества к рыночным отношениям в конце ХХ века отразился на эффективности деятельности всех социальных институтов воспитания, в том числе и детских оздоровительных лагерей.
Процесс трансформации сложившейся инфраструктуры, развитие общественных движений, изменение правового статуса личности значительно усилили значимость процесса подготовки вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях. Это связано с тем, что в новых экономических условиях возрастает роль данных учреждений как открытых социально-педагогических систем, способных наиболее полноценно и эффективно реализовать потенциал свободного времени детей.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость исследования содержательной основы процесса, повышения качества подготовки вожатых.
Актуальным является преодоление разрыва между сложившимися тенденциями подготовки вожатого и реальным процессом развития личности в профессии, динамикой профессионального продвижения во взаимодействии с развертыванием профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.
Теоретические изыскания этих исследователей опирались на непосредственную практику авторов.
Понятие «вожатый» известно в русском языке с начала XVIII века, тогда оно имело иной вид – «вожатай» и употреблялось в значении «проводник, путеводитель, вожак». Толковые словари русского языка XIX века приводят как равноправные варианты формы «вожатай» и «вожатый». В XX веке «вожатай» выходит из употребления и остается единственная форма «вожатый». [70]
Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Ефрона трактует понятие «вожатый» как проводник лицо, указывающее дорогу, ведущее обоз, транспорт или караван вьючных животных. [106]. В военное время, при ненадежных картах или полном их отсутствии, колонны войск велись обыкновенно вожатыми, знающими местность и дороги.
С начала XX века у понятия «вожатый» устаревает значение «тот, кто показывает путь, дорогу» оставаясь в значении словом «проводник». Слово «вожатый», сохраняя значение «вожак», переосмысливается и начинает выступать в составе слов «пионервожатый» и «вагоновожатый». Наряду со старым значением «вожак» у «вожатого» появляются еще два: «руководящий работой в пионерском отряде или дружине» и «водитель трамвая».