Ретроспективный анализ и современные подходы в подготовке вожатого к работе в детском оздоровительном лагере
Подготовке вожатых в период с начала двадцатых и до середины восьмидесятых годов прошлого столетия уделялось достаточно много внимания.
В исследованиях по истории совет¬ской школы и педагогики (Ф.Ф.Королев, 3.И. Равнин, Н.К. Гончаров, Т.Д. Корнейчик, Е.Н. Медынский) проанализированы различные стороны формирования и разви¬тия системы народного образования в двадцатые-тридцатые годы. Значительное внимание уделено здесь вопросам идейно-политического воспитания учителей и повышения их педагогической квалификации. Однако опыт разви¬тия системы подготовки пионерских вожатых изучен недо¬статочно и мало освещен в историко-педагогической лите¬ратуре.
В научных работах о подготовке и переподготовке педагоги¬ческих кадров (Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчик, 3.И. Равкин, П.Н. Шимбирев, Н.К. Гончаров, Е.Н. Медынский, Ф.Ф. Шамахов) вопрос о пионерских кадрах затронут лишь косвенно. В работах по истории пионерского движения (В.А. Афанасьев, Ф.М. Сатарова, И.Д. Ходанович, П.В. Худолинский, Н.А. Ганзбург, Н.Ф. Колесникова, В.Р. Яковлев) рассмотрены только отдельные аспекты подготовки и переподготовки вожатых.
Настоящее исследование показало, что первые документы, затрагивающие проблему кад¬ров, необходимых для работы с детьми, появились в начале 1920-х годов. «Вторая Всероссийская конференция РКСМ» [52] (революционного коммунистического союза молодежи) 1922 г.
рассмотрела вопрос о детском движении и при¬няла резолюцию, в которой ЦК (центральному комитету) комсомола поручалось разработать вопрос о детском движении и применении в нем системы скаутинг, к этому времени реорганизованной. В этом же году было организовано Бюро по работе среди детей, а в сентябре 1922 года возникло Центральное Бюро детских групп - «Главквартира юных пионеров» (руководящий орган пионерской организации). В 1923 году ЦК комсомола выявил в качестве, основной за¬дачи не столько расширение пионерской организации, сколько создание руководящего ядра вожатых отрядов и организа¬цию их учебы.