Уровни языковой репрезентации эмоций
Известно, что существует три способа вербализации эмоций - языковая номинация, экспрессия и дескрипция. Соответственно выделяется три группы лексики: лексика, обозначающая, выражающая и описывающая эмоции (Ша-ховский,1987:88-100). Хотя статус эмотивности как языковой категории уже не подлежит сомнению, объем ее трактуется неоднозначно. Так, согласно широкой трактовке, эта категория охватывает все языковые, в том числе и лексические средства отображения эмоций (Бабенко,1989:14; Квасюк,1984:28). Л.Г.Бабенко относит к эмотивам всю лексику, имеющую хоть какое-нибудь отношение к эмоциям, то есть лексику, и называющую и описывающую эмоции (“лексика эмоций”), и лексику, служащую для собственно выражения эмоций (“эмоциональная лексика”) (Бабенко, 1989).
В данном исследовании мы придерживаемся подхода к пониманию эмо-тивности, впервые высказанного В.И.Шаховским, который считает, что в лек-сико-семантической системе языка существуют специальные знаки, служащие для выражения эмоций, и только эти знаки, а не знаки номинации и дискрипции эмоций, являются собственно эмотивами. Выражение эмоций есть “их снятие языком, манифестация в речи, сопровождаемая внутренним переживанием. Выражение эмоций - это непосредственная коммуникация самих эмоций, а не их обозначение, их языковое проявление” (Шаховский, 1987:96). Согласно данной концепции, лексика, называющая и описывающая эмоции рассматривается как ассоциативно-эмотивная, то есть содержащая идею об эмоциях; в данной работе мы будем называть ее параэмотивной, то есть находящейся “рядом” с эмоциями, хотя и не выражающей их непосредственно.
Для иллюстрации данных уровней языковой презентации эмоций рассмот-рим следующий пример, взятый из романа С.Моэма “Разрисованный занавес”. Дороти Таунсенд приглашает Китти, которую она в свое время подозревала в любовной связи со своим мужем, после смерти Вальтера (мужа Китти) пожить у них. Дороти испытывает стыд и раскаяние, так как сначала была очень плохого мнения о Китти, и одновременно умиление и восхищение мужеством молодой женщины, поехавшей вслед за мужем в район эпидемии холеры.
Вся работа доступна по Ссылке