Эмоциональные концепты
При означивании эмоций в сознании они приобретают собственное содержание, репрезентируясь в эмоциональных представлениях или когнитивных образах, в состав которых входят экстероцептивные и интероцептивные компо-ненты, сигнализирующие субъекту об изменениях в его внутреннем мире с точки зрения значимости для него окружающих лиц, предметов, явлений и событий (Дорфман 1997: 148, 161). Представления человека о его внутреннем мире образуют в сознании эмоциональную концептосферу, состоящую из системы динамично развивающихся мыслительных конструктов – эмоциональных кон-цептов (ЭК).
Антропологическая ориентация современной лингвистики, приводящая к исследованиям, реализуемым на стыке её с другими дисциплинами (Костома-ров–Бурвикова 2001: 37), предопределяет междисциплинарный статус категории концепта, используемой в двух новых парадигмах: лингвокогнитологии и лин-гвокультурологии.
Представители первого направления (Е. С. Кубрякова, Н. А. Болдырев, И. А. Стернин, А. П. Бабушкин, и др.) интерпретируют концепт как единицу оперативного сознания (Кубрякова 1988: 143), выступающую как целостное, нерасчлененное отражение факта действительности (Чесноков 1967: 93). Обра-зуясь в процессе мысленного конструирования (концептуализации) предметов и явлений окружающего мира, концепты отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека и результаты познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов» знания (Болды-рев 2000: 23–24).
В представлении когнитивистов, концепт рождается в виде первичного конкретного образа. Затем в процессе познавательной деятельности и комму-никативной практики человека этот образ в его сознании постепенно приобре-тает новые концептуальные уровни, окутывается, обволакивается новыми кон-цептуальными слоями, что увеличивает объем концепта и насыщает его содер-жание (Стернин 2000: 14; Попова–Стернин 2001: 71).
Многокомпонентная и многослойная структура концепта может быть вы-явлена через анализ языковых средств ее репрезентации. Как «дискретная еди-ница коллективного сознания», отражающая предмет реального или идеального мира, концепт присутствует в национальной памяти носителей языка в виде «познанного вербального обозначенного субстрата», что обеспечивает хранение полученных знаний и их передачу от человека к человеку и от поколения к поколению (Бабушкин 1996: 95; Болдырев 2000: 22).
Вся работа доступна по Ссылке