Удивление в научном дискурсе
Поскольку эмоции являются предметом исследования философии и пси-хологии, наряду с лингвистическим анализом эмоциональных концептов, на наш взгляд, их исследование должно проводиться также на материале соответ-ствующих текстов, раскрывающих представление об эмоциях в научном дис-курсе.
Имена концептов принадлежат языку философии, в котором они напол-няются конкретным семантическим содержанием, благодаря функционированию в рамках определенной теории.
Если понятие – это определенная система знаний (Войшвилло 1989: 159), то концепция выступает как способ семантического представления, принцип организации этой системы – её активное начало, «понятие понятия» (Воркачев 2002: 35).
В отличие от собственно языковых, философские и научные представле-ния, систематизированные в рамках различных концепций, являются универ-сальными, более точными и детальными, что вызывает необходимость их экс-пликации с целью постижения природы и сущности ЭК.
С древних времен удивление рассматривалось как начало философии, о чем свидетельствует наличие в античной мифологии удивляющегося бога Тавманта (или Фавманта), который был отцом богини мудрости Ириды (радуги). Именно она выступает позднее как символ философии в трудах Платона и его последователя Олимпиадора, впервые обозначивших основополагающую роль удивления в зарождении философского знания:
«Философу свойственно испытывать... изумление. Оно и есть начало философии, и тот, кто назвал Ириду дочерью Тавманта, знал толк в родословных» (Платон 1993: 208).
«Начало всякой философии – удивление. Удивляясь, ведь мы идем от«чего» к «почему». Философствовать – значит отдавать себе отчет о причинах сущего, если только философия – это познание сущего или само сущее. В связи с этим богиня вестница Ирида ... есть символ философии, так как …она вопрошает о сущем» (Цит. по Лосев–Тахо-Годи 1993: 480).
Вся работа доступна по Ссылке