У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Удивление в религиозном дискурсе

     

      Перспективность исследования ЭК как этноспецифичного ментального образования в религиозном сознании объясняется неразрывной связью языка и религии, определяющих культурно-психологическое своеобразие этноса в ас-пекте его отношения к высшим жизненным ценностям, сосредоточенным в вере в Бога и выраженным в вербальной форме (Мечковская 1998: 4–5, 37). В повсе-дневной жизни людей религия выступает как целостная система духовных за-конов и социальных установок, вариации которых во многом предопределяют своеобразие как отдельных народов, так и крупных цивилизаций (Сухарев–Сухарев 2000: 32).

      Религиозное сознание репрезентируется в так называемом религиозном дискурсе, представляющем собой разновидность жестко фиксированного ин-ституционального дискурса (Карасик 1999: 5–6), организованного вокруг клю-чевого концепта – веры как доверительного союза человека с Богом (Степанов 1999: 270).

      К сфере функционирования религиозного (или фидеистического) дискурса относятся тексты соответствующей тематики, направленные в зависимости от речевого жанра либо на приобщение речевого партнёра к вере (Евангилие, Пророчества, проповеди и т. п.), либо на снискание Божьей милости (молитва, псалмы), для которых характерны магические речевые функции на фоне общей прескриптивной, деонтической ориентации (Мечковская 1998: 45–46; Воркачев 2002: 104–105).

      Изучение удивления в религиозном сознании позволяет установить ха-рактер его связи с ключевым концептом – верой в Бога, а также специфику от-ношения религиозного субъекта к данной эмоции, просматриваемого через призму соблюдения Божьих заповедей.

      В атеистической философии происхождение религии как веры людей в сверхъестественные силы связывается с неспособностью древнего человека объяснить происходящее в природе и в окружающем его социальном мире (СЭС 1983: 1113). Соответственно, причиной возникновения удивления людей перед непостижимым в атеистическом сознании выступает их недостаточный уровень осведомленности: «Странное. Непонятное. Загадочное.

     Необыкновенное. Необъяснимое. Диковинное. Непостижимое. Чудесное... Богат набор слов, которыми мы отмечаем неведомое, невиданное ранее в природе. Безграничная в своих проявлениях, она не устает поставлять нам новое – то, что восхищает, удивляет, поражает наше воображение. И если человек не знает сути таких яв-лений, да к тому же склонен верить в существование сверхъестественных, надприродных сил, то это новое может представиться ему не просто чем-то еще неизвестным, а таинственным чудом, неподвластным разуму... С незапамятных времен люди причисляют к чудесам множество явлений – редкостных, необык-новенных, устрашающих. Такова естественная человеческая реакция: то, что выходит за пределы повседневного опыта, что не укладывается в привычные представления и не охватывается устоявшимися понятиями, – все это нередко воспринимается в извращенном виде, а иной раз в ореоле мистики. Конечно, многое зависит от того, насколько человек осведомлен о поразившем его явле-нии, от его способности оставаться при этом на почве здравого смысла. Но, как заметил когда-то французский философ Дени Дидро, “чудеса – там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются”» (Мезенцев 1990: 3).

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.