Место доходов бюджета и их значение для формирования финансовых ресурсов местного самоуправления
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой
частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета
обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней
категории финансов, но и сущностью государства и общественно-
политического строя. При всех общественно-экономических формациях
бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.
Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не
только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать
функционирование государственных институтов, гарантирующих
конституционные права и свободы граждан.
Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной
финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что
любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан.
Бюджет представляет собой соотношение целей развития общества и средств
их достижения, задаёт исходные параметры баланса социальной и
экономической политики. Конкретными формами этого баланса являются
соотношения между накоплением и потреблением, между экономической
эффективностью и социальной справедливостью, между различными
моделями экономического развития [78. С. 16 ––17].
С позиции, носящей прикладной характер, бюджет как экономическую
категорию, можно рассматривать как «систему экономических (денежных)
отношений между государством, экономическими субъектами и населением 13
по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в
процессе образования и использования особого централизованного фонда
денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе
развития потребностей общества» [163. С. 146].
В ряде исследований под термином «бюджет» понимается
совокупность доходов и расходов, приведённая в определённую систему и
приуроченная к определённому периоду времени. Финансист
дореволюционной России Л.В. Ходский писал: «Под бюджетом... разумеют
бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями)
государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на
определённый период времени, составленную (как проект) финансовым
управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скреплённую
(утверждённую) представителем верховной власти» [174]. Этот подход
характеризует бюджет как финансовый план, который формируется и
используется в установленном порядке, представляет собой юридически
оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном
выражении отражается процесс получения средств и распределения
денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета
находится в исключительной компетенции государственных органов власти.