Основные этапы статистической оценки эффективности управления персоналом
Совершенствование всей системы управления персоналом опирается, прежде всего, на внедрение в практику техники оценки эффективности, при-менение которой открывает новые возможности использования как относи-тельно новых, экономико-математических, так и «традиционных» методов экономико-статистического анализа.
Статистические методы нашли широкое применение в управленческой деятельности, особенно на этапе реализации решений (контроль хода выпол-нения, анализ эффективности полученных результатов). Так на этапе анализа эффективности полученных результатов нашли применение следующие стати-стические методы :
- Группировки и классификации (включая многомерные);
- Расчет абсолютных, относительных и средних показателей;
- Методы исследования динамических рядов;
- Индексный метод;
- Корреляционно-регрессионный анализ;
- Дисперсионный анализ;
- Факторный и компонентный анализ.
Методология экономико-статистического анализа базируется на систем-ном подходе к изучению исследуемых явлений и процессов. Системных под-ход ориентирован на анализ каждого явления во всем многообразии его сторон и в исследовании хозяйственной деятельности предприятий предполагает взаимосвязанное рассмотрение комплекса проблем. В связи с этим, особенно следует подчеркнуть важность достоверности расчетов статистических пока-зателей управления персоналом. Одна из важнейших задач такого анализа при рассмотрении любого экономического явления или процесса - выявление фак-торов, уровень и изменение которых оказывают определяющее влияние на формирование и изменение уровня явления, рассматриваемого как результа-тивного по отношению к данным факторам.
Задачи подобного рода могут быть решены при помощи различных мето-дов исследования. «Активное использование органами управления экономико-статистических методов, выступающих конструктивным и надежным инстру-ментом обоснования и принятия решений, позволяет перевести многие про-блемы управления в область точного количественного анализа» .
При этом важно, что изучение показателей коммерческой деятельности необходимо не только для установления факта наличия связи. В целях научно обоснованного прогнозирования и рационального управления персоналом, важно выявленным связям придавать математическую определенность.
В исследованиях эффективности того или иного явления наибольшее распространение получили два вида статистических моделей, используемых для прогнозирования: трендовые (экстраполяционные) и факторные (аналити-ческие).