Структура и функции культурной парадигмы
Культура существует в двух измерениях; она определяется не только идеями, ценностями, идеалами, абсолютами, принципами, но и теми своими смыслами, которые заключены в человеческой повседневности - в массе подробностей и мелочей быта, обихода, образа жизни, образующей устойчивую типологическую определённость, своеобразие облика культуры как таковой. Ценности быта и ценности бытия - вот два измерения культуры.
Попытки выяснить место в культуре мира овеществлённых идей, желаний, ожиданий, идеалов людей и привлечь внимание к проблеме культурных смыслов мира повседневности не раз предпринимались в истории человеческой мысли. Это работы Ф. Броделя ("Структуры повседневности"), Ж. Бодрийяра ("Система вещей"), в отечественной литературе по теории культуры - труды Г. С. Кнабе ("Диалектика повседневности (предметный мир культуры)", "Вещь как феномен культуры", "Язык бытовых вещей" и др.), М. Эпштейна ("Реалогия - наука о вещах"). Под "структурами повседневности" понимают те способы, выработанные культурой, которые структурируют, оформляют, формируют повседневную жизнь человека, выявляя заключённые в ней культурные смыслы, концентрируя и воплощая духовно-ценностное начало. Выделяют три уровня структур повседневности: архитектонические формы (архитектура, ландшафт, интерьер), нормы внешнего поведения и общения (мода, этикет, ритуалы, обычаи), мир материальных предметов (орудия труда, вещи, предметы обихода). Все они способны удовлетворять духовные потребности людей и являются воплощением культурных смыслов, феноменами культуры.
Вся работа доступна по Ссылке