Разрушение культурных парадигм как закономерность культурной истории
Важными в исследовании социокультурной динамики являются вопросы о том, чем обусловлены смены культурных парадигм и каков сам механизм таких смен.
Характер динамических процессов в культуре часто выступает предметом исследований в области социогуманитарного знания. Для русской культуры это особенно актуальный вопрос, так как в последние два столетия происходит становление её национального самосознания, обретение своей культурной идентичности. Мы активно сравниваем себя с другими культурами и понимаем, что социокультурный процесс в России во многом не совпадает с динамикой, например, европейской культуры. Россия слишком быстро проходит ступени европейского развития, а некоторые из них вообще пропускает. Поэтому для русской культуры важно исследовать закономерности социокультурной динамики, строить модели социокультурного процесса, которые бы соответствовали реальности, особенно сейчас, в XX веке, когда скорость социокультурной мобильности, особенно в аспекте «оборачиваемости» наших отношений с миром, невероятно возросла.
Существует множество классификаций моделей изменения социокультурной действительности по различным основаниям: 1) креационистские и диалектические в зависимости от источника изменений; 2) универсалистские и плюралистические по отношению к общности или отличию законов культурной динамики в разных культурах; 3) прогрессивистские, позитивистские или регрессивистские по направленнности историко-культурного процесса; 4) линейные и циклические в зависимости от значения повторяемости сходных явлений культуры; 5) «маятниковые», «синусоидные» (волновые), «спиралевидные» по характеру изменений; 6) микромасштабные и макромасштабные в зависимости от временного измерения рассматриваемых культурных явлений и т. д. Все эти динамические модели, на наш взгляд, описывая формальную сторону социокультурного процесса, практически не затрагивают внутренний механизм смены «ступеней», «волн», «циклов», «стадий», «формаций» и т.д.
Понятие «культурная парадигма» служит одновременно описанию и ставшей формы, и её изменения, позволяет увидеть как целостность культуры, так и нестабильность. В связи с этим нам представляется целесообразным рассмотреть механизм смены культурной парадигмы через её структуру, взятую в динамическом аспекте.