Эмоционально-волевая регуляция развивающейся личности
Как показано выше, эмоции и воля тесно взаимодействуют между собой и выполняют множество функций, центральной из которых является регуляторная. Именно поэтому, различные специалисты (М.В.Ермолаева, Н.А.Худадов [99], А.И.Киколов [132], Е.А. Милерян [184], С.М.Оя [204], Л.Л.Попов [217], А.Я.Чебыкин, Л.М.Аболин [293] и др.) эту функцию подвергают исследованию преимущественно в тех видах деятельности, где человеку приходится преодолевать различные эмоциональные, экстремальные, стрессовые и другие ситуации.
При рассмотрении проблемы эмоционально-волевой регуляции деятельности большинство специалистов акцентируют свое внимание, прежде всего, на раскрытии тех механизмов, которые обеспечивают этот процесс в конкретной, в трудовой (В.П. Андрющенко [16], З.С.Буктугутова [54], И.В. Сергеева [247] и др.), спортивной (М.В.Ермолаева, Н.А.Худадов [99], А.И.Киколов [132], С.М.Оя [204], Л.Л.Попов [217] и др.), учебной (И.Г.Головская [80], В.О.Неретин [192], А.Я.Чебыкин [291] и др.) и других видах деятельности. Ученые акцентируют исследования на разработке конкретных приемов, методов или техник, позволяющих обеспечить процесс эмоционально-волевой регуляции деятельности (А.В.Алексеев [11], В.В.Антонов [18], Г.Ш.Габуреева [75] и др.). Особое значение в этом плане имеют исследования ориентированные на раскрытие места и значения данного процесса в структуре развивающейся личности (Н.П. Слободяник [258], Н.Н. Шевчук [300] и др.).
Рассмотрим наиболее важные позиции указанных подходов, исходя из обобщения доступной нам литературы.
Так, в исследованиях (Г.М.Бреслав [52], Д.М. Дубравская [94], М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович [96], В.И. Оседло [203], И.В. Сергеева [247], А.Я.Чебыкин, Л.М.Аболин [293] и др.), отмечаются такие виды человеческой деятельности, где эмоционально-волевая регуляция выступает одним из факторов, обеспечивающих успешность ее осуществления. Это, прежде всего та деятельность, которая насыщена различными эмоциогенными, экстремальными, стрессовыми и другими подобными ситуациями. При этом возникающее в таких ситуациях напряжение требует особых эмоционально-волевых усилий по поддержанию оптимального для деятельности состояния.
Вся работа доступна по Ссылке