В научной литературе встречаются различные представления о кадрах предприятий, учреждений, организаций. Можно выделить четыре основные концепции:
1. Кадры как трудовые ресурсы.
2. Кадры как персонал.
3. Кадры как невозобновляемый ресурс.
4. Кадры как социальная сущность.
Концепция кадров как трудовых ресурсов нашла свое отражение в тейлоризме и марксизме. В данном случае человек как личность не рассматривается, учитываются только его функции – труд, живая рабочая сила, определяемая рабочим временем и зарплатой.
Концепция кадров как персонала рассматривалась в теории рациональной бюрократии, теории организации, где управление персоналом осуществляется через административные механизмы, включающие принципы, методы, полномочия и функции. Человек в данной концепции рассматривается через формальную роль – должность и является элементом структуры.
Концепция кадров как невозобновляемого ресурса рассматривает человека уже как элемент социальной организации в сочетании трех компонентов: трудовая функция, социальные отношения и состояние работника. Согласно данной концепции, стратегия и структура организации должна строиться исходя их желаний и способностей человека. Человек является главным субъектом организации и особым объектом управления. Основоположниками данной концепции считают К. Мацусита и А. Морита [23, 128 с.]. Данная концепция созвучна с концепцией всестороннего развития личности.
Концепция кадров как социальной сущности, основы тех организаций, в которых они работают, олицетворения этих субъектов, была предложена А.А. Хохловым. В соответствии с данной концепцией, кадры педагогов представляют собой олицетворение учебных заведений, медицинские работники – медучреждений и т.д. Основой концепции является то, что общество состоит из людей и отношений между ними [40, 135 с.].
При проектировании оснований кадровой политики школьного учреждения в качестве базы, безусловно, должны быть взяты ключевые положения «классических» теорий управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.): знания о функциях управления, о стадиях управленческого цикла и много другое. Из ставших классическими теорий управления, современными школьными администраторами могут быть взяты и очень актуальные для нынешнего времени принципы, которыми можно руководствоваться в своей работе. Так, например, Г. Эмерсон отмечал отсутствие прямой зависимости между напряженностью труда и его эффективностью. Напротив, по его мнению, эффективным может считаться только тот труд, результат которого достигается при минимальных усилиях со стороны работника. Приведенный пример свидетельствует о том, что «классика» управления является необходимым условием успешной работы современного руководителя школы, в том числе и в сфере организации работы персонала.