У нас уже 32457 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Уровни владения учащимися 5-х классов выразительными средствами художественного текста

     

      Для подтверждения ряда положений о необходимости создания эффективной методики работы по развитию связной русской речи пятиклассников в процессе овладения ВС художественного текста проводилось: 1) анкетирование учителей-словесников, 2) анкетирование учащихся, 3) выполнение учащимися срезовых заданий. Целью констатирующего эксперимента явилось исследование уровня понимания и владения учащимися ВС языка. Констатирующий эксперимент проводился в конце 2003-2004 учебного года в параллели 5-х классов школ с русским языком обучения: №№ 24, 56 г. Херсона, № 23 г. Симферополя (республика Крым), № 1 им.А.В.Суворова г. Измаила Одесской области, № 37, 99 г. Днепропетровска, специализированной ООШ № 6 г. Кировограда.

      Анкета для учителей включала следующие вопросы:

      1. Что Вы понимаете под связной речью?

      2. Какие виды работ Вы используете на уроках развития связной речи?

      3. Какая речь, по Вашему мнению, считается выразительной? С помощью каких языковых средств достигается выразительность?

      4. Объединяете ли Вы работу по развитию речи учащихся с работой над выразительными средствами языка?

      5. Проводится ли подобная работа на Ваших уроках?

      6. Как часто используете Вы художественный текст в качестве дидактического материала:

     на аспектных уроках и на уроках развития речи?

      7. Какие упражнения и задания предлагаете для работы над художественным текстом? 8. Считаете ли Вы работу над ВС языка одной из важных задач обучения языку? На первый вопрос анкеты (Что Вы понимаете под связной речью?) наиболее полный ответ дали 65% опрошенных учителей. Остальная часть анкетируемых понимает этот термин более узко, называя «связную речь» «разделом, который выделяется как особая область работы по развитию речи».

      На второй вопрос анкеты (Какие виды работ Вы используете на уроках развития связной речи?) исчерпывающий ответ получили от 80% учителей. Среди основных работ по развитию связной речи учащихся названы: изложение (устное и письменное), подробный пересказ текста, сочинение (устное и письменное), составление текста по заданному началу, концу, ключевым словам и т.п. Как видим, учителя знают, как необходимо вести работу по развитию связной речи учащихся и проводят эту работу.

      Отвечая на третий вопрос анкеты (Какая речь, по Вашему мнению, считается выразительной?), лишь 29 % учителей дали полные правильные ответы. По их мнению, это «речь, состоящая из слов и выражений, которым присущи образность, красочность, эмоциональная насыщенность, экспрессивность, ассоциативность, метафоричность. Усиливать выразительность могут единицы того или иного языкового уровня (лексические, фонетические и т.п.)»; 46 % учителей определили речь выразительную как «образную речь», «художественную речь». Некоторые учителя (17%) охарактеризовали выразительную речь как «интонационно выразительную». Таким образом, ответы на второй вопрос подтвердили, что учителя не в достаточной мере владеют теоретическими сведениями о выразительных средствах языка.

      На четвертый вопрос (Объединяете ли Вы работу по развитию речи учащихся с работой над выразительными средствами языка?) положительно ответили 63% опрошенных учителей, объясняя это тем, что «на уроке удается лишь фрагментарно обращаться к работе над тем или иным выразительным средством. В основном это происходит в ходе написания учащимися изложений, когда необходимо обратить внимание на авторские выразительные языковые средства, которые находятся в данном тексте».

      На пятый вопрос анкеты (Проводится ли подобная работа на Ваших уроках?) положительно ответили 38 % учителей. Из них 29 % респондентов проводят работу эпизодически («на уроках развития речи», «при подготовке сочинений или изложений»; «иногда на аспектных уроках, если в тексте встретится какое-либо яркое средство»), 7 % респондентов – «при наличии учебного времени». В перечне ВС, который был составлен учителями, были названы лишь тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Среди разделов, позволяющих организовать работу над ВС языка, учителя особо выделяют «Лексикологию» и «Уроки развития речи», Отрицательные ответы на пятый вопрос дали 62 % учителей. Объяснения респондентов свелись к двум основным причинам: а) отсутствие теоретических сведений о ВС языка в действующей программе и учебнике; б) дефицит методических разработок и дидактического материала по данной проблеме.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.