Современные подходы к формированию личности специалиста в условиях образовательиого иропесса
В предыдущем разделе было показано, что современная педагогическая
теория активно формирует концептуальные основы, обсуждает различные
подходы для эффективной организации воспитательной деятельности в
различных типах образовательных учреждений. Другой уровень осмысления
воспитания в современных условиях связан с обсуждением целей, задач,
содержания, методов и условий воспитания обучающихся, формирования их
личности в целостном образовательном процессе. Задача данного раздела
состоит в выявлении суждений и взглядов специалистов в сфере
педагогической теории и практики по вышеперечисленным вопросам.
Основные направления и современные особенности воспитания в
каждом типе учебных заведений были определены в «Программе развития
воспитания в системе образования России на 1999-2001 г.». Во введении к
тексту Программы указывается, что духовно-нравственное становление
детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая
составляющая развития общества, государства. При этом воспитание
рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в
системе образования, ориентированная на создание условий для развития
духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей" /318, с. 9/.
В разделе Программы о развитии воспитания в учреждениях
профессионального образования отмечается., что для всех его уровней
характерно наличие малоизученных нроблем, связанных с их
воспитательными функциями. Наряду с конфликтами и противоречиями,
препятствующими эффективной организации воспитания в
профессиональных образовательных учреждениях, отмечается рост интереса
у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному
самоопределению, стремление к получению профессионального образования,
которое выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональньпми
39
знаниями и навыками. Поэтому необходимо создать оптимальные условия
для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в
самовоспитании, самоонределении, нравственном самосовершенствовании,
освоении широкого круга социального опыта.
Среди основных направлений реализации этих задач выделяются такие,
как: утверждение отношений сотрудничества учашихся и преподавателей в
управлении учреждениями профессионального образования; развитие
студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой
самоорганизации (обшественных организаций и объединений студентов);
использование возможностей дополнительного образования, факультетов
общественных профессий для преодоления расхождения между качеством
подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между
рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для
реализации профессионального потенциала будушего специалиста;
повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия
своей профессиональной деятельности; развитие досуговой, клубной
деятельности как особой сферы жизнедеятельности учашейся молодежи и
функционирования молодежной субкультуры; развитие и совершенствование
работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи
в учреждениях профессионального образования и др. /318, с. 18-19/.
Вся работа доступна по Ссылке