Психолого-педагогические условия готовности учащихся и преподавателей к использованию в учебной деятельности современных информационных и педагогических технологий
Рассматривая вопросы эффективности и оптимизации процесса обучения
учащихся с помощью инфокоммуникационных технологий, многие авторы
(И.В. Роберт [126, 127, 128, 129], П.И. Пидкасистый [123], Б.С. Гершунский [48,
49], О.К.Тихомиров [153], С. Пайперт [118] и др.) уделяют особое внимание
анализу психолого-педагогических аспектов рационального использования
компьютера в учебной деятельности и анализируют опыт практического применения
инфокоммуникационных технологий.
Образовательная среда формируется на основе принципов психологии, педагогики.
Психологическим сопровождением образовательного процесса занимается
психологическая служба, деятельность которой направлена на создание социально-
психологических условий для успешного обучения и психологического
развития в ситуациях школьного взаимодействия. В процессе психологического
сопровождения выделяются три взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося
и динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Коррекционно-развивающая работа является основным направлением работы
психолога с учащимися. Диагностика служит основой для ее правильной организации.
Индивидуальный вид работы с учащимися - это консультирование.
Важным этапом сопровождения является оказание действенной помощи
39
учащимся в выборе профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов
и склонностей.
В основу организации образовательного процесса закладывается представление
об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику.
Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности
каждого ученика, с присущими только ему личностными особенностями.
Знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно-
ориентированной системы обучения. Необходимо сначала изучить, раскрыть
эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой она будет
оптимально развиваться.
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает следующие
организационно-педагогические условия: постоянный мониторинг и прогнозирование
изменений в содержании образования; создание благоприятной среды
для самоопределения, саморазвития личности; создание ситуации успеха, творческой
атмосферы и свободы самовыражения в учебной предметной области;
развитие форм психолого-педагогического сопровождения, социальной поддержки
учащихся при адаптации их в образовательно-воспитательной среде;
организация научно-исследовательской деятельности учащихся как основы их
мотивации к дальнейшему образованию и др.