Имидж и репутация документа в системе деловой коммуникации
Ценность смысловой нагрузки документа определяет ценность самого документа. Ценностно-ориентированные отношения определяются системой иерархий, сознательным позиционированием статуса документа.
Стратификация документных форм, выраженная в наборе имиджевых характеристик, позволяет оценивать, всесторонне изучать и содержание, и значение конкретного документа.
Имиджевые характеристики документной среды имеют историческую протяженность. Такие исторические дисциплины, как палеография, хронология, ономастика, сфрагистика,
историческая топонимика и геральдика, имеют прямое отношение к ценностной компоненте документа. Более того, они имеют общую методологическую основу, которая состоит в том, что каждая из них сопоставляет результаты собственных методов анализа с научными наблюдениями смежных дисциплин. И еще: каждая из них развивается во взаимодействии с другими.
Частные методики представляют интерес для исследования стилеобразующей доминанты документной среды. Их значение для определения общего стиля документа, не вступающего в конфликт с существующими нормативами оформления в системе делопроизводства, а также усиливающего основное семантическое наполнение фиксированного сообщения, представляется актуальным аспектом научного исследования в области документоведения.
Универсальность документной среды обусловлена, таким образом, спецификациями имиджа документа. В этом видится поле для интегрирования прикладных исследований в области имиджелогии в общую концепцию документоведения.
Традиционные формы документной среды реализуют диалоговые технологии, апеллируют к психологическим основаниям интерпретации смыслов.
Актуальный смысл может быть извлечен в процессе общения воспринимающей стороны с текстом и автором-составителем. Только тогда смысл документа развивается и углубляется. Не случайно развитие компьютерных технологий привело к функциональной неграмотности в масштабе всего человечества. Ускользание смысла при богатстве средств его представления – серьезная угроза человеческой коммуникации.
Перспектива развития документной среды видится в расширении поля имиджевых характеристик как основы создания «вопросно-ответной» модели постижения смысла предлагаемой информации.
Такая организация документной фиксации социально-значимой информации улучшает качественные параметры соотнесения получаемой информации с личностными запросами респондентов и позволяет говорить об эффективном документообороте.
Связь и диалог – вот ключевые функциональные позиции современного документного потока. Имиджевые характеристики документа насыщают их рефлексивной интерпретацией, «наслаждением текстом».
В семиотических исследованиях обозначилась точка зрения на человеческую личность как на ансамбль знаков, согласованный текст, которым разум признает своим и идентифицирует личность в мире других.
Все, с чем сталкивается человек, оставляет в его памяти эмоциональную метку, так называемый семантический код. Когда человек сталкивается с тем же объектом вторично, включается эмоциональный эффект первовидения . Семантических кодов в памяти любого человека большое количество, они и составляют основу образов. Образ – это впечатление от воспринятого. Понятие «образ» является родовым для слов «Имидж» и «Репутация».
Любая информация, заключенная в документе, проявляясь в коммуникационном процессе, создает о себе положительное, отрицательное либо нейтральное впечатление. Стихийное восприятие смыслового образа может оказаться не в пользу организации, подготовившей документ. Поэтому документоведы стремятся планировать и контролировать смысловые образы документов.